Powered By Blogger

среда, 28 октября 2020 г.

 Изучение Горького в 11 классе трудно. Не всем по душе его пьеса, стихотворения в прозе. Да и биографию люди не читают. Или читают, но не то.... Вот как начинает знакомство с писателем Павлова Марина Анатольевна, Гимназия 1514, г. Москва.

В начале урока в zoom традиционно предложила написать в чате теги – коротко о Горьком. Получила такое (интересно, можно в любую сторону двинуться): «Нижний Новгород», «великий пролетарский писатель», «город и завод», «левак», «человекобожие», «финансист большевиков», «крепко жму вашу лапу», «босяки», «бывшие люди-философы», «соцреализм», «тайна смерти». Некоторые дети ничего не написали, тоже вполне ожидаемо. Говорили о биографии (П.Басинский «Горький», Ходасевич «Горький», Берберова «Железная женщина», Сухих и Арзамас - разные пути знакомства с Горьким. И портрет П.Корина, на котором Горький стоит одиноким усталым великаном на фоне неба, под ногами Везувий). Потом читали фрагменты из «Так говорил Заратустра» Ницше (спросила про Заратустру – два одиннадцатиклассника рассказали остальным про). А потом разбирали поэму Горького «Человек» (1903). По-моему, это один из возможных ключей к драме. Дала на дом заранее, но все равно много читали вслух. Попросила «отнестись» как-то к поэме, коротко: «Сначала я не мог понять, а потом понял, что это стихи в прозе. Напомнило эпизод из мультфильма «Буревестник». Вообще кое-какие моменты цепляют и вызывают понимание. Хорошая жизнеутверждающая мотивация. Писал стопроцентный фанатик, но хочется думать, что Горький им не был. Человек, в котором почти ничего человеческого нет. Воодушевляет и вдохновляет. Жалко его, но он бы, наверное, жалости не принял. Страшно. Еще один Базаров». А Настя Ш. за время урока нарисовала горьковского Человека.
Есть теперь, о чем говорить. Мне-то страшновато, конечно. Куда идет? В чем смысл его движения? В чем его смысл вообще?
«…и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит! – Все в Человеке – все для Человека! Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди – стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет пути! Так шествует мятежный Человек – вперед! и – выше! все – вперед! и – выше!»
После «На дне» - Кафка «Превращение» и «В исправительной колонии».
_____________________________________________________________________________________________
Думаю, что так и надо пойти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий