Powered By Blogger

понедельник, 10 августа 2020 г.

Л. Толстой. После бала

 По программе Коровиной этот рассказ изучают в 8 классе. Традиционно разбор строят на антитезе: цвет, свет, отношения между героями, отец на балу и на плацу, любовь... Но всегда хочется чего-то новенького, ибо .. (далее сам может добавить свою причину, почему это хочется). Что добавляю я? Делюсь.
1. В начале изучения даю детям таблицу из трех колонок: утверждение + как вы думаете, правда это или нет + как думает автор (логично, что вначале не называю ни автора, ни рассказа, просто говорим за жизнь).

Какие утверждения добавляю в первую колонку? Например, "белый, нежно-розовый, золотой - цвета счастья, а черный, серый, багровый - цвета тревоги, омерзения, несчастья", "звуки барабана и флейты могут вызвать ужас в душе человека".  Или " ненависть к отцу девушки может на нет свести искреннюю любовь" (кстати, самый спорный вопрос, дети нивкакую не соглашаются с этим утверждением). Пишем, рассуждаем, слушаем ответы, а вот дома прошу прочитать рассказ и посмотреть, что думает автор по этому поводу. 
НА уроке разбираем произведение (что записали/ согласны или нет, вскользь говорим про антитезу, выясняем , зачем это автору...) И завершаем разбор разговором о его величестве случае, о его влиянии на жизнь человека. (Спасибо Храмцовой Римме Анатольевне за интересный взгляд на рассказ))
Домашнее задание: написать свои размышления о влиянии случая на жизнь человека и в качестве примера взять историю, произошедшую с героем "После бала".

Еще один урок уходит на обсуждение написанного и чтение рассказа Ги де Мопассана "Гарсон, кружку пива!". НЕ буду раскрывать секреты, и если не читали, то стоит погрузиться в эпоху французской аристократии 19 века. И тут мы говорим про роль случая в жизни человека.

Далее дело ваше, можно поучить детей писать сочинение в формате ОГЭ "Как случай может влиять на жизнь человека?", можно выйти на изложение (возьмите любой кусочек из любого рассказа). Логично, вся эта работа не на один урок, и если вы не стараетесь идти в ногу с программой, а готовы научить ребят думать, то вполне можно такую расчасовку использовать на уроках.

2. А вот второй вариант анализа появился (или, точнее, не появился, а только зреет в голове) после прочтения работы коллег, посетивших этим летом семинары в Ясной Поляне. Коллективная работа оформлена в жанре статьи на сайте "Полка". Вот что получилось. 

Оказывается, что Толстой писал этот рассказ незадолго до смерти, и "По одной из версий, в этом рассказе писатель иносказательно описывает собственное разочарование в религии: добропорядочный и симпатичный полковник совершает зверскую расправу над солдатом (причём мусульманином) в Чистый понедельник, первый день Великого поста, и с точки зрения общественной морали, основанной на формальном христианстве, он прав — Толстой, однако, не принимает подобной правоты."   Ну, как вам эта идея? Не сложновата ли тема для 8 класса? Вот и думаю, что и как давать в этом году. 
Очень хочется увидеть ваши комментарии к теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий