Во всю силу заработал сайт "Журнальный зал". Здесь выкладывают эл. версии толстых журналов, издаваемых в стране. Думаю, что для многих такие названия, как "Новый мир", "Знамя", "Москва", "Дружба народов" и т.д., не пусной звук. Так вот, все там, в "Журнальном зале".
Разбирая то, что было выставлено в последнее время, наткнулась на статью "Литература - не музей".
О чем? О творчестве М. Горького. автор с разных сторон рассматривает творчество писателя, которое изучается в школе, однако вопрос об его актуальности остается открытым. Хотя почему открытым? Первый пункт статьи как раз гласит, что М. Горький из разряда "музейных" писателей (это когда все, о чем говорится в рассказах, повестях, романах, пьесах, напрочь забыто, ибо вышло из обихода современников) переходит в современники. Ведь слова "биржа", "дума", "ночлежка", "мастеровые", "карманные деньги, что заработаны своим трудом" и т.д. теперь понятны каждому ребенку.
Еще один интересный подход к изучению творчества - это философская подоплека. Спор Ницше и Шопенгауэра о человеке, что был популярен в конце 19 - начале 20 века, по сути, "породил" спор между Горьким и Чеховым (взгляд на природу человека, на природу героя и т.д.). Эти размышления заканчиваются неким риторическим вопросом, который очень современен в ходе борьбы за закрепленный список произведений и строгий подход к классическому восприятию классических произведений:
"В советское время с творчеством Горького обошлись по-иезуитски, перетолковав всё его содержание на выгодный политической власти лад и внедрив в таком качестве в школьную программу, и эта фальсификация с каждым годом становится всё более ощутимой проблемой. Произведения раннего Горького, в частности роман «Фома Гордеев», изучаются в рамках школьной программы, утверждённой Министерством образования, и выходят в изданиях для детского чтения, таких, как серия «Классика в школе» ИД Родионова. Проблема постановки произведений Горького, как и всей литературы новейшего времени, в образовательные программы заключается в том, что комплекс сложнейших идей, давших импульс литературе Серебряного века, не поддаётся упрощению и смягчению, позволяющему причастить этому корпусу литературы школьников, не травмируя беззащитной детской психики. Однако игнорирование идейной подоплеки художественного произведения или подмена авторского пафоса другими идеями — вряд ли достойный выход из положения. Не лучше ли переместить эти произведения в сферу вузовского образования, а школьное ограничить литературой, которую можно трактовать адекватно без обращения к ницшеанским идеям и интуициям?"
Еще автор статьи находит переклички горьковских рассказов с произведениями современных писателей...
В общем, статья очень понравилась. Есть от чего оттолкнуться на уроках литературы в 11 классе.
Разбирая то, что было выставлено в последнее время, наткнулась на статью "Литература - не музей".
О чем? О творчестве М. Горького. автор с разных сторон рассматривает творчество писателя, которое изучается в школе, однако вопрос об его актуальности остается открытым. Хотя почему открытым? Первый пункт статьи как раз гласит, что М. Горький из разряда "музейных" писателей (это когда все, о чем говорится в рассказах, повестях, романах, пьесах, напрочь забыто, ибо вышло из обихода современников) переходит в современники. Ведь слова "биржа", "дума", "ночлежка", "мастеровые", "карманные деньги, что заработаны своим трудом" и т.д. теперь понятны каждому ребенку.
Еще один интересный подход к изучению творчества - это философская подоплека. Спор Ницше и Шопенгауэра о человеке, что был популярен в конце 19 - начале 20 века, по сути, "породил" спор между Горьким и Чеховым (взгляд на природу человека, на природу героя и т.д.). Эти размышления заканчиваются неким риторическим вопросом, который очень современен в ходе борьбы за закрепленный список произведений и строгий подход к классическому восприятию классических произведений:
"В советское время с творчеством Горького обошлись по-иезуитски, перетолковав всё его содержание на выгодный политической власти лад и внедрив в таком качестве в школьную программу, и эта фальсификация с каждым годом становится всё более ощутимой проблемой. Произведения раннего Горького, в частности роман «Фома Гордеев», изучаются в рамках школьной программы, утверждённой Министерством образования, и выходят в изданиях для детского чтения, таких, как серия «Классика в школе» ИД Родионова. Проблема постановки произведений Горького, как и всей литературы новейшего времени, в образовательные программы заключается в том, что комплекс сложнейших идей, давших импульс литературе Серебряного века, не поддаётся упрощению и смягчению, позволяющему причастить этому корпусу литературы школьников, не травмируя беззащитной детской психики. Однако игнорирование идейной подоплеки художественного произведения или подмена авторского пафоса другими идеями — вряд ли достойный выход из положения. Не лучше ли переместить эти произведения в сферу вузовского образования, а школьное ограничить литературой, которую можно трактовать адекватно без обращения к ницшеанским идеям и интуициям?"
Еще автор статьи находит переклички горьковских рассказов с произведениями современных писателей...
В общем, статья очень понравилась. Есть от чего оттолкнуться на уроках литературы в 11 классе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий