Powered By Blogger

четверг, 30 августа 2018 г.

И еще один обобщающий пост по следам  просьбы коллег в "Методической копилке". ТОлько теперь уже "Слово о полку Игореве".
Ирина Лукьянова спрашивала: "А у кого-нб есть хороший опыт чтения Слова о полку с 8-классниками? 
А то они заранее кривятся и говорят - беее, древнерусская. 
Хочется их чем-то прям поразить."
И вот ряд ответов...
Римма Храмцова Я с какими-то детьми делала про авторскую позицию: фрагмент из "Трёх очерков о русской иконе" и анализ частотности цветовых прилагательных. Там много совпадений. Очень интересная книжка Можейко, который Булычев, но Можейко, историк, - "1187 год", кажется, так. Там интересно, популярно, но не примитивно про общеисторический контекст. Составляли "словарь" - флора, фауна, мифопоэтические представления....это все в 8-м делали.

Татьяна Малюта Почитай им про Игоря. «1185 год» Игоря Можейко. Мне нравится эта книжка.

Римма Храмцова У Сухих в учебнике хорошая подборка стихов с мотивами "Слова".

Дарья Николаева  Учили наизусть стих (ты не думай, я детям не позволяю "стих" говорить) Лукина (Паландр посоветовал): Евгений Лукин

ДАВНЯЯ


Что ты, княже, говоpил, когда солнце меpкло?
Ты сказал, что лучше смеpть, нежели полон.
И стоим, окpужены, у pечушки мелкой,
и поганые идут с четыpёх стоpон.

Веют стpелами ветpа, жаждой pты спаяло,
тесно сдвинуты щиты, отвоpён колчан.
Нам отсюда не уйти, с беpега Каялы, -
пеpеpезал все пути половец Кончак.

Что ты, княже, говоpил в час, когда затменье
пало на твои полки воpоным кpылом?
Ты сказал, что только смеpд веpует в знаменья,
и ещё сказал, что смеpть - лучше, чем полон.

Так гоpи, сгоpай, тpава, под последней битвой!
Бей, пока в pуке клинок и в очах светло!..
Вся дpужина полегла возле pечки быстpой,
ну а князь пошёл в полон - из седла в седло.

Что ты, княже, говоpил яpостно и гоpдо?
Дескать, Дону зачеpпнуть в золотой шелом...
И лежу на беpегу со стpелою в гоpле,
потому что лучше смеpть, нежели полон.

Как забыли мы одно, самое пpостое -
что доводишься ты, князь, сватом Кончаку!..
Не обидит свата сват и побег подстpоит,
и напишет кто-нибудь "Слово о полку".

Татьяна Малюта А однажды я начала разговор о «Слове...» с рассказа Шукшина «Экзамен». Мне нравится этот рассказ. И в общем-то удачный заход получился.  У Игоря Шкляревского есть маленькое эссе об Авторе «Слова...» Очень тоже мне нравится.

Елена Михина Начинаю с загадок "Слова", с того. что подлинник утрачен. Следовательно, текст может быть и поздней подделкой (находятся желающие читать Лихачева, чтобы доказать подлинность). Предлагаю провести собственное расследование о том, кто же мог быть автором"Слова". Особенно потрясает детей тот факт, что автором могла быть женщина, кстати, весьма доказуемый. Есть у меня и чудная статья из местной нашей газеты о том, что "Слово" - это описание свадьбы, а не битвы. В общем, загадочный текст привлекает многих. Еще из ЕГЭ вопросы по орнитологии хороши. Для многих детей открытие, что все птицы и звери кричат по-своему. Лисицы, например, брешут, а вот зегзица (общепринятый комментарий - кукушка) почему-то кычет! Приходим к выводу, что Ярославна не может быть кукушкой. Видимо, чайка.

Римма Храмцова Ой, я ещё давала два перевода эпизода битвы - Заболоцкго и Сосноры. Посравнить да посмотреть. Ужасно интересно.

Павлова Арина Мы ещё про Деву-обиду разбирали (к чему приводит обида в "Слове о полку..." и в нашей жизни. Еще мультфильм есть неплохой

Сергей ВолковСергей и еще 4 управляют участниками, модераторами, настройками и публикациями в группе Методическая копилка ("Литература"-бис). У меня интересно прошла работа такая - написать, как эту историю изложил бы 1) корреспондент иностранной газеты "Половецкая правда 2) корреспондент официальной правительственной газеты "Око Святослава" 3) корреспондент оппозиционной газеты "Киевский вестник" или "Новгород-Северский листок" 4) популярный блогер Галицкий, живущий в каком-нибудь вообще далеком городе 5) помощник имиджмейкера/политтехнолога князя Игоря. 6) Принудительно участвующий в походе князя Игоря владелец аккаунта в фб или Вк. Так мы на самом деле искали, кто мог быть автором. Кто носитель той точки зрения, что в "Слове".А на самом деле их (особенно мальчишек) цепляет психологическая ситуация - Игорь же подлянку кинул. И потом локти кусает. Думал, отхватит победу - ан поди. У них же самих такое в жизни тоже случается, когда они глупость сделают. И как? Прощать его или нет? Радоваться? Или "князям слава, а дружине аминь"? Тут такие жаркие споры. Ну и еще - у нас после Илиады, так что мы сравниваем битвы, Андромах всяких и прочее. Но это уже менее интересно.

Павлова Арина И вопрос провокативный: почему герои "Песни о Роланде" и "Слова..." - неудачники, а не герои?


Татьяна Белова А еще есть рабочая тетрадь А.Г.Нелькина, Л.Д.Фураевой с интереснейшей подборкой заданий по "Слову". Всю серию этих сборников (5-11 класс) очень люблю.

Юлия Петрачкова А я со своими перед "Словом" фрагменты разные из древнерусской читаю, самые-самые. Чтобы показать, что это интересно ужасно: тут тебе и экшн, и фантастика, и любовные страсти (Милитриса Кирбитьевна), и энциклопедия.

Вот такая подборка получилась. Есть от чего оттолкнуться при изучении.


Комментариев нет:

Отправить комментарий