воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Ох, нелегка эта работа издателя...

  Перед новым годом 10 классы работали издателями. Им надо было "издать" сборник стихов Ф. И. Тютчева, придумав концепцию и оформление. На все отводилась 1 неделя.  Задание выглядело бы банальным, если бы не пара условий:
-  в сборник должно войти не менее 10 стихотворений, объединенных по какому-то признаку;
- вначале сборника должно быть написано концептуальное предисловие. 
    На самом деле , такого душевного подъема я давненько на уроках литературы не видела. Дети долго не могли успокоиться, когда выбирали  признак для объединения. То и дело сыпались вопросы: "А можно....?" - и дальше шла, на их взгляд , самая необычная идея... один год издания , цифра 8 в стихах, самые короткие по объему... "Да-да, можно!"-отвечала я и подбрасывала новые идеи: строки начинаются со слова "как" или "что", в стихах говорится только о воде.... Работа закипела. 
   С замиранием сердца я ждала время "Ч". С первых же минут поняла, что не прогадала с заданием. 
    Во - первых, повторов в группах не было. И даже при одинаковой тематике, например, о патриотизме, дети не повторились в выборе и анализе стихотворения. (Да-да, именно анализе, потому что концептуальное предисловие подразумевает и анализ стихотворения, и биографию автора, и обоснование выбранной темы.) Какие же темы выбрали дети? Ну например, стихи о море, о глазах, о патриотизме, стихи, в которых встречается цифра 8 (в основном в дате издания), о политических деятелях, о любимых женщинах (с портретами и историческими комментариями), философские четверостишья и, конечно же, о природе (на каждый месяц года было подобрано какое-нибудь стихотворение)... 
   Во-вторых, вы бы видели глаза детей, когда группа за группой представляла свои рукописные (печатные)  творения. Восторг  от увиденного, изумление от услышанного, замирающее дыхание при виде некоторых экземпляров. В небольшой рефлексии после урока дети написали:"Задание классное! Мы познакомились с творчеством Тютчева на все 100! ...Для выбора темы нам пришлось перерыть множество книг, перечитать тонны стихов!... Все шло от души!" Представляете, ни одного отрицательного отзыва из 60 работ! (А ведь в этих классах и в 8, и в 9 всегда находилось до 10 человек недовольных чем-либо.)
   В-третьих, меня потрясла глубина осмысления темы. Довольно глубокие обоснования выбора темы, анализ стихов (хотя мы им почти не занимаемся, но тут получилось довольно прилично), исторические комментарии к лирике. Некоторые дети раскрылись совсем с другой стороны, потому что такого великолепного предисловия я от них совсем не ожидала. Некоторые сборники хотелось отсканировать и размножить. Но каково же было мое удивление, что в сборниках вместо большого содержательного предисловия, какое дети рассказывали на уроке, был его краткий вариант ! Но и это "простилось" после того, что мне довелось услышала  за 90 минут (как-то за 1 урок не уложились).
   Что же у нас получилось в итоге? А вот что...





P.S: огромное спасибо Храмцовой Римме Анатольевне , прекрасному педагогу Гимназии 1514 г. Москвы., за эту идею.

6 комментариев:

  1. Да! Вот это работа! Действительно на все 100 справились! Думаю, что новая непривычная форма изучения темы очень подкупила ребят. Уверена, что многим запомнились стихи поэта, т.к. они их перечитывали, даже если не перепечатывали, то форматировали, оформляли, писали аннотации, думали к какому разделу отнести... Словом, неоднократно возвращались к тексту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Марина. Вместо 5 -7 стихотворений, отведенных по плану,дети перечитали очень много. Сначала, чтобы придумать тему, потом, чтобы подобрать на тему, затем, чтобы проанализировать 2 из 10. Получается, что некоторые стихи не по одному разу еще и прочитали. Поэтому уверена, что отличный вариант работы для старшеклассников.

      Удалить
  2. Замечательная идея и виртуозное воплощение. Молодцы! Искренне порадовалась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за "разделенную" со мной радость.

      Удалить
  3. Замечательная идея!!! Жаль, что у моего сына нет такого задания в школе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, идея замечательная. Спасибо еще раз коллегам из Москвы. Мне самой понравилась. Да и дети сказали, что сто-о-олько стихов поэта пролистали!!!!! Ни один урок не дал бы возможности познакомиться со всем творчеством Тютчева так близко.
      На следующий год в 9 классе Пушкин и Лермонтов. Пожалуй, сделаем нечто похожее.

      Удалить