воскресенье, 13 марта 2016 г.

Карта Google на уроках литературы

  Богат, однако, на разные документы Google. Многими из предложенных вариантов пользуюсь на уроках. А в этот раз хочу рассказать про карты Google и  показать виды заданий  на уроках литературы. 
 Какое преимущество для себя вижу в использовании этого инструмента?  Карта помогает ученикам сориентироваться на местности. (На днях на пальцах объясняла ученикам 8 класса , где находится город Орел, в котором жил Н. С. Лесков.) К  любой метке на карте можно прикрепить картинку и нужный  текст, составить маршрут из пункта А в пункт Б и даже рассчитать километраж данного пути. (Где-то в глубине души я подозреваю, что это далеко не все возможности сервиса, однако пока пользуюсь тем, чему научилась я и мои ученики.) 
   Исходя из возможностей, и составляю задания к урокам литературы.
   Пробным вариантом было задание по биографии И. С. Тургенева. И вот что у молодого человека получилось: "Биография И. С. Тургенева".   Нам удалось погулять и по России, и по Европе, посмотреть места, где бывал великий писатель.
   Второй раз карту использовала на уроках внеклассного чтения. Читали с ребятами книги о войне. А отсюда и задание появилось: указать на карте места, где живут и  сражаются герои произведений. Как оказалось, работать с картой просто необходимо, потому что не все дети отметили на плане местности ту деревню, что нужно. (Пришлось озадачиться, поискать, а самое главное, поработать с текстом.) Именно в этот раз юные математики, совершенно добровольно,  высчитали маршрут, по которому возвращался герой повести В. Драгунского "Он упал на траву". Детей потряс тот факт, что огромное расстояние, по сюжету, солдаты преодолели за 2 дня! (Тут же поговорили о возможностях чел. организма в экстремальных ситуациях, о писательском вымысле и т.д.)

  1. Карта событий по книге  Д. Гранина «Мой лейтенант».
  2. Карта событий по книге В. Драгунского «Он упал на траву».
В этом учебном году опять же в 8 классе мы тоже решили использовать карту Google. Причем этот инструмент вспомнили сами дети во время обсуждения "Путеводителя по городу N". Задание было такое: составить путеводитель по городу N, взяв за основу фото, сделанные в Перми в 19 веке, и описание присутственных мест из прочитанной пьесы. (Задание можно прочитать в учебном блоге 8 класса.) Дети присылали мне перед уроком ссылки на свои ресурсы. Некоторые из работ приходилось править по ходу проверки. Естественно, что кроме интерактивной карты "Путеводитель" можно было создавать и в сервисе Calameo, и на бумаге. Как показал урок, были представлены все варианты:
- "Путеводитель по городу N" (создан в сервисе Calameo),
- бумажный вариант (не могу не показать, т.к. именно в нем есть даже "отзывы посетителей города": некого чиновника из Петербурга и главного почтмейстера).

В данной карте ребятам почти правильно удалось расставить исторический объекты по современному центру города. На уроке смотрели, "опознавали" увиденные места. Оказалось, что город свой детки знают ой как плохо!
Пока вот только три задания, которые удалось осуществить с помощью карты Google. Думаю, что не последние.
И бонус для тех, кто дочитал до конца и захотел попробовать поработать с картой. Для вас "помогалки" в работе. Надеюсь, что тут вы найдете ответы на все свои вопросы.
1. Caйт "Началка.соm" (как начать работу, как ставить метки).
2. Презентация , созданная Щербаковой Ю. П. (мне кажется, что тут все доступно и подробно объяснено).

15 комментариев:

  1. к картам событий нет доступа. может,настройки надо изменить? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо. Сейчас попробую исправить. Эти карты делали дети, возможно, не всем права доступа дали)

      Удалить
  2. Замечательная идея! Отличное домашнее задание!

    ОтветитьУдалить
  3. Лариса, спасибо за очень полезную информацию. Дочитала до конца, все пересмотрела. В свое время я тоже пыталась использовать карту на уроке литературы в 10 классе, когда "Войну и мир" читали. Но как-то мои ученики не заинтересовались. Я тогда решила, что нет смысла использовать данный сервис, но вот ваш пост помог мне понять, что не стоит отступать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, да отступать не стоит. Для себя поняла две вещи в работе с сервисами Гугл: опираться надо на тех детей, кому это нравится (всегда найдется в классе пара-тройка "информационно подкованных") и начинать эту работу нужно как можно раньше (как взяли класс, так и начинайте). Опыт Елены Ворониной нам всем в помощь (блог "Оно вам надо!" сразу в сети найдете).

      Удалить
  4. Кстати, карты по Гранину и Драгунскому все еще закрыты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, если карты принадлежат пионерам, то может не один день пройти, пока они откликнутся на просьбу их открыть. Подождём.

      Удалить
    2. Да, карты детские. Увижу их только во вторник, но кое-кому отписала.... Подождем.

      Удалить
  5. Лариса, спасибо за оперативность! Чувствовала, что «туз в рукаве» себя оправдает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что в тему! И вам спасибо: я , пожалуй, долго бы еще не собралась все описать :)

      Удалить
    2. У себя ссылку на Ваш пост разместила. Вдруг кому-нибудь понадобится? Дело-то хорошее и важное.

      Удалить
    3. О_о, спасибо еще раз. А вот эта презентация с обобщением опыта по работе с Google может тоже кому пригодится. Я ее готовила к Свободной встрече свободных учителей, что проходила в Москве 22.02. Елена, я все поражаюсь, что имея аккаунт на Фейсбуке, вы до сих пор не в группе "Методическая копилка". Присоединяйтесь! Творческие люди должны объединяться.

      Удалить
    4. Спасибо, Лариса. Честно говоря, трудно читать всё и быть везде одновременно. Блог веду — вот и ладушки. «Судьба и за печкой найдёт», — говаривала моя бабушка.

      Удалить
    5. Елена, отличная пословица. Люблю русский язык вот в таких метких высказываниях. Да, нельзя быть везде одновременно. Я вот как-то постепенно перешла на Фейсбук в эту "Копилку", Гугл остался немного в стороне, хотя стараюсь и сюда заглядывать :))

      Удалить