воскресенье, 10 января 2016 г.

Как хорошо уметь читать...

  Второй пост про коррекционное образование. И хотелось бы рассказать об уроках чтения. Да-да, именно так в учебном плане называется этот предмет, потому что  не было на уроках чтения никакого глубокого литературоведческого  анализа, огромных исторических справок перед прочтением рассказов и повестей, не говорили о средствах выразительности при чтении стихов.  Ведь основная моя задача была научить детей понимать прочитанное: прочитал - осознал. Согласитесь, коллеги, именно это и требуется в жизни. Очень часто к глубокой классической литературе мы не прикасаемся после школы, а вот с деловыми бумагами сталкиваемся всегда (трудоустройство, банковские операции, объяснительные и доверенности... да много чего еще). А как же поймешь, если ты не умеешь элементарно читать, если нет скорости чтения, если читаешь по принципу "шаг вперед и два назад"? Вот и приходилось в кор. школе сначала "мониторить" учеников (искать их проблемы), а потом на уроках все это исправлять.
1. Мониторинг.
  Как проверить технику чтения, думаю, вас учить не надо. Даем текст и за минуту засекаем, сколько слов ребенок прочитал. К концу начальной школы (в массовом ОУ) ученики должны читать примерно 120-140 слов в минуту. Интересно было бы спросить учителей нач. школы, как они эти результаты записывают? На что, кроме количества слов, обращают внимание?
  Свою таблицу для отслеживания результатов я взяла, как ни странно, в журнале "Начальная школа: "плюс"- "минус", который издавался Бунеевыми к своей программе. Критериев отслеживания было там много, но вот не помню, все ли я взяла или что-то сама добавила со временем: давно это было, лет 16 назад. Вот что за таблица  у меня  получилась.
2. Коррекционная работа.
  Для отработки скорости чтения для меня был важен пункт 1, где отслеживались способы чтения. Очень мало детей, которые читали бы к началу 5 кл. (а именно тогда я брала класс для работы) читали целыми словами. В основном способ чтения был таков:
"слово + слог" - значит короткие слова - целиком, а длинные - по слогам,
"слог + слово" - в основном слова читались по слогам и только короткие или знакомые слова (глаз все же при постоянном чтении  привыкает к образу слов) целиком,
"по слогам" - ребенок вообще не складывал слова целиком.
Виды работ.
1. В начале урока всегда шло "жужжащее чтение": каждый выбирал книгу (лучше,  если шрифт был большой, а в некоторых случаях слова еще и на слоги поделены). Читали так по 5 минут. И не важно, о чем прочитал, главное СВОЙ темп держать, читать не сбиваясь.
2. После этого работали со скороговорками (как правило, у наших детей были проблемы с артикуляцией). У меня были распечатаны листы со скороговорками. Ребенок получал лист и читал по нему определенное количество предложений. Каждый урок прибавляли по одной. Сначала про себя читали, потом хором, темп убыстрялся раз от раза.
3. Параллельно шла индивидуальная работа. Подсаживалась к ученику  и смотрела, как он читает  по спец. таблицам. Покупала  эти книги для своей дочери перед школой, а потом в работе еще долго использовала.

 
В книге даны таблицы слов от простых (на 1 слог, из 3-х букв) к сложным (на несколько слогов). После каждой группы  добавлялись словосочетания с ударениями и коротенькие тексты. 
   Еще использовала такую книгу:

Занятия и задания для работы там прямо расписаны. По подобию делал вот такие таблицы, опять же для индивидуальной работы:
Постепенно ребенок осваивал слова подлиннее, привыкал к разным комбинациям букв. А попросту шла определенная дрессировка. Но без этого никуда. 
    Пункт 2 из мониторинговой таблицы не менее важен. Там описаны основные ошибки, которые делали дети во время чтения.
"Искажение окончаний в словах". Данный пункт , на мой взгляд, часто пересекается с "чтением по догадке": ребенок видит первые буквы слова и называет тот вариант, что ему знаком. Например, "КО..." может означать "коньки", "кони", "корм" и т.д. В данном случае,  можно предложить ученику закрыть слово бумажкой и во время чтения отодвигать бумажку вправо. Таким образом ребенок будет понимать, что ему надо не торопиться,  читая все слово.
Этот способ будет полезен и в том случае, когда ребенок пропускает буквы в словах или меняет их местами.
   Подобного рода ошибки возникали и из-за того, что у ребенка было маленькое поле , которое он мог охватить взглядом из одной точки. Попробуйте проанализировать, как вы читаете. Согласитесь, что читая слово, мы немного глазом забегаем вперед,  чтобы сориентироваться, что будет далее, подготовить нужную интонацию, притормозить на длинном слове. А ребенок такого опыта еще не имеет. Максимум, на сколько его глаз может охватить, это пару букв вперед и назад от заданной точки. А учитель торопит, а выглядеть "тормозом" в глазах одноклассников не хочется.... вот и читает быстро, но не правильно! Что можно в этом случае сделать? 
    Рисуем квадрат. Для начала 4 на 4 клетки. (Постепенно количество клеток может увеличиваться.) В середине ставим жирную точку. В клетки пишем буквы  (лучше если они будут складываться в  нормальные слоги). Даем ребенку и просим, зафиксировав глаза в жирной точке, прочитать буквы (слоги / короткие слова) справа /слева/сверху/снизу. Условие: глаза с точки не убирать! Буквы в квадрате можно менять. Думаю, что сидящий рядом с удовольствием будет такие квадраты рисовать для своего одноклассника. 
   Еще мне очень нравился прием " чтение до ошибки". Во время чтения большого текста ученик читает до тех пор, пока не ошибется. Как показывал опыт, тот, кто читал бегло, торопился и делал много ошибок, а кто обычно запинался, не торопился в силу определенного способа чтения, тот читала долго и часто на данном уроке. Детям очень нравился такой способ работы, хотя неоднократно была за него "бита", мол, лишала детей права на ошибку. 
 Что касается работы над выразительностью, интонацией, то в данном случае пред чтением надо было всегда ставить задачу:отслеживаю сегодня интонацию или выразительность чтения. В противном случае, дети читали просто так, не стараясь. (Однако согласитесь, не важно в какой школе вы преподаете: если не дашь вводную перед текстом, то читать будут как Бог на душу положит.) 
  Работа над пересказом, составлением плана, подбора цитат  была традиционная. А вот стихи учили с помощью рисунков. В школе 8 вида у детей, как правило, плохая память. Мне встречались ученики, которые, в зависимости от поражения головного мозга , вообще не могли запоминать  строчки, соблюдать ритм и рифму у стихотворения. Получался такой вольный пересказ произведений известных авторов. Как же мы работали? На каждую стихотворную строчку  рисовали картинки (лучше, если это делал сам ученик, а не учитель: ведь у каждого свои ассоциации). Картинки я рисовала на доске, и по ним ребята учили. За урок можно было запомнить 2 четверостишия. Память , правда , в этом случае кратковременная, но это лучше, чем ничего. (Дома многие просто не могли учить: условий не было.)
   И в работе над чтением , конечно, помогал логопед.  Если вы преподаете в нач. школе, то логопед при таких проблемах обязателен! А вот если у вас дети 7-9 класса, то в данном случае только индивидуальная работа с ребенком: находим причины и пробуем их решать. Думаю, что самому ученику некомфортно от того, что он читает плохо. Нет чтения - нет успешности ни на одном уроке.
___________________________________________________________________________
   Все, что лежало на поверхности моей памяти, выложила в посте. Пишите, спрашивайте, буду вспоминать. А то, увы,  уходит все постепенно за ненадобностью.

4 комментария:

  1. Вот о чем голова болит, то и приходит на тарелочке с голубой каемочкой. Очень заинтересовал ваш опыт. Если не жалко, хотелось бы посмотреть программу, календарно-тематический план. Читать детям и учить их читать на добровольной основе, это одно, а когда есть система, план, это уже доугой уровень. Тут уж и о результатах можно думать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, программа и календарно-тематический план стандартный, для кор. школы VIII вида. А вот то, что описывала, ни в какое планирование не укладывается.
      Просто входной мониторинг в начале года,а потом еще в середине и в конце года (чтобы посмотреть, куда двинулся ребенок). Как показывал опыт, в середине года дети, как правило теряли накопленное (почему-то шел регресс), а к концу года происходил скачок (не на много, но все же....). Относительно мониторинга и подбирала виды работ. Как правило, детей, читающих по слогам, было в классе мало, поэтому за неделю (3 урока чтения) обходила всех, пока остальные жужжащим чтением занимались. С пословицами и поговорками работали все вместе. НА уроке на такую коррекцию уходило минут 7! Все остальное время занимались чтением рассказов по программе, обсуждением, отработкой умения находить нужную информацию по теме (называла детям прямо страницы, где все это можно найти, чтобы искалось легче).
      Если у Вас есть вопросы, то пишите личным сообщением, всегда рада буду ответить.

      Удалить
  2. Замечательно. Благодарю. Нашла кое-что для себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, я очень рада, что пост оказался полезным.

      Удалить