суббота, 16 января 2016 г.

Коррекционное образование

   И вновь о коррекционной школе. Только на этот раз про предмет "письмо". Да-да, "русский язык" опять же в учебном плане называется по-другому. Здесь не изучают тонкости русской орфографии и пунктуации, а просто учат основным правилам, например, "правописанию безударных гласных", "правописанию согласных (удвоенных, непроизносимых, глухих и звонких)", "правописанию окончаний  существительных, прилагательных и глаголов" и т.д. И в синтаксисе дальше однородных членов, обращений, простеньких сложных предложений не уходят.
Цель преподавания русского языка в кор. школе - развитие речи учащихся, увеличение словарного запаса (активного и пассивного). Конечно, грамотное письмо со счетов не сбрасывается. Однако в основе своей по специфике заболевания у учеников кор. школы VIII вида ошибки логопедические: пропуски  и замены букв, зеркальное письмо и т.д. И  я, не имея логопедического образования, к сожалению, помочь им на все 100 %  не могла, но вот создать условия для освоения правил - это пожалуйста. Что же я делала...
Освоение орфографии и пунктуации.
1. Все начинается всегда с мониторинга знаний и умений учеников, которых я брала в 5 классе.  Если вы посмотрите внимательно на созданные мной таблички, то увидите, что важным для меня были  умения  аккуратно писать, делать красную строку, писать диктанты (как правило, у таких детей идет в системе нарушение фономатического слуха) и изложения (сочинение крайне редко писали в кор. школе, потому что фантазии просто нет у таких детей), грамотно списывать тексты и предложения.
 
  Приучая таких детей к аккуратности в тетрадях, к внимательности при списывании, мы , в какой-то мере, готовим их к реальной жизни. (Если подумать, то как часто мы во взрослой жизни пишем диктанты, сочинения? А вот списывать с образца нам приходится довольно много. Ой, как трудно бывает, порой, сделать все аккуратно и грамотно!). Поэтому перед каждым уроком давала установку на внимание и аккуратность. В 5 и 6 классах даже за это отдельную оценку ставила  в тетради.
  А вот для работы над почерком использовала прописи (если рука у ребенка совсем не стояла) или тетради для чистописания, которые были разработаны командой "Школа 2100" (есть в 3 и 4 классах). 
  Таблицу для  фиксации знаний по орфографии и грамматике все время переделывала, меняя состав правил (хотелось сделать нечто совершенное, на все года обучения пригодное). Вот последний вариант. 

 
2. Теория и практика.
   Еще на последнем курсе института нам рассказали про опорные конспекты по русскому языку , разработанные Юрием Меженко. Работая в массовой школе, активно их применяла. И перенесла этот опыт в кор. школу. Очень похожие вещи я давала детям для запоминания теории. Мы записывали все это в отдельную тетрадь и потом, когда нужно было вспомнить , подглядывали. (Память у учеников кор. школы кратковременная, поэтому вот такие опоры как находка.) Например, в такой схеме у Меженко записана вся структура речи:


  В отличие от массовой школы, где в учебнике на отработку правила дается по 2-3 маленьких упражнения, в учебниках кор. школы всего было много. Причем в каждом упражнении обязательное задание на развитие речи. Например, просили составить предложения, сформировать из предл. небольшие  тексты,  согласовать  прилаг. и сущ, глаголы прош. времени и сущ. и .т.д  (Упражнения и задания очень похожи на то, что делают в нач. школе. ) 
   Ну и я тоже на каждом уроке работала над развитием речи. 
- Просила детей давать полные (а не односложные) ответы на вопросы.
- Урок начинала с листа  контроля по теме, изучаемой на уроках (идея опять же взята у "Школы 2100").

 
Надо было  устно заполнить пустые места нужной информацией. Как правило, после 3-4 урока даже подсказывать не приходилось.
- Один человек собирал в кармашки ("Значение", "Вопросы", "Грам. признаки", "Член предл.") признаки нужной части речи (они были написаны на маленьких бумажках). Когда работа была сделана, то ученик рассказывал, что у него получилось
- В обязательном порядке шла словарная работа. Для нее разработала "Орфографические тетради", в которые уложила все  словарные  слова, данные в учебниках с 5 по 9 класс. В тетрадях слова в основном расположены в соответствии с грамматической темой (по календарно - тематическому планированию), к которой они подходят. Например, в теме «Правописание слов с удвоенными согласными»   в 5 классе разбирается слово «килограмм», в 6 классе – «экспресс», в 7 классе – «аппарат», «бассейн».
     Задания  к каждому словарному слову даются в определенной последовательности: первые подготавливают эффективное выполнение последующих. Каждое слово вводится через ребус, кроссворд или загадку, что повышает интерес учащихся к словарной работе, позволяет в «процессе презентации слова» опираться на работу всевозможных анализаторов школьников. 
Знакомство со словом  «опирается» на  знания  учащихся по  фонетике.   Школьники  делят слово на слоги, расставляют  в нем ударение. Также им предлагается сделать транскрипцию  слова, чтобы найти несоответствие звуков и букв,  обозначив  орфограмму («опасное место»).
     Для расширения лексического запаса учащихся обязательно к каждому словарному слову есть задание на подбор однокоренных слов, антонимов и синонимов. Задания, которые получают школьники в «Орфографических тетрадях», рассчитаны не только на уточнение и формирование знаний о слове, но и на повторение и применение усвоенных знаний по грамматическим темам. Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений позволяет не только скорректировать, уточнить и обогатить словарь учащихся, но и  создать основу для работы над словом как строительным материалом в словосочетаниях и предложениях. Поэтому последними  заданиями  к словарным словам являются задания на использование речевого материала в различных контекстах: словосочетаниях, простых и сложных предложениях, маленьких текстах.  Здесь же идет  формирование и отработка пунктуационных навыков.
- Иногда к теме урока привязывала  проекты. Получались метапредметные проекты: письмо и чтение. (Надо сказать, что в кор. школах ФГОСы только вводят еще.) Например, делали проект "Видеопоздравление для мам".
   Сначала писали по опоре текст про свою маму, предварительно подробно опросив ее дома. Потом текст учили и на камеру записывали. С первого взгляда кажется, что задание легкое, тем более, что монтаж ролика делала я. Но поверьте, для детей 8 вида это очень большой труд. Для некоторых ребят я разбивала текст на 5 частей, записывая каждую часть отдельно. Но зато какой был у всех  стимул! А сколько оценок получили дети по русскому языку и по литературе! Я оценила все: умение правильно выложить предложения, грамотно записать текст в тетради, выразительно рассказать на камеру. На празднике для мам мы показали это поздравление. В восторге были все.
Еще один проект связал письмо и чтение. По рассказу Бианки делали видеоряд о весне. На чтении разбирали приметы марта, находили их в рассказе, подбирали к ним картинки. Потом учили и  писали изложение на русском. Затем делили на реплики и записывали голос. И вновь соединяли картинки и звук. 
Делали с ребятами  пластилиновый мультфильм  "Чистая капля". Лепили фигурки, составляли диалоги, записывали голоса и фотографировали движения героев. Это было помимо уроков, однако за озвучку героев ставила оценки в чтение, потому что дети очень сильно старались.  
И конечно же , какой урок без коррекционной работы. Для русского языка использовала игры со словами и буквами. Их можно применять и как паузу на уроке, когда внимание детей просто никак не удается собрать, а если собрать нужные слова на определенную тему урока, то игра будет по назначению.
- Составь из 1 длинного слова много маленьких (обязательное условие: можно использовать только буквы, которые есть в слове).
- Игра "Печатная машинка". Дети "получают" одну  букву алфавита. На доске пишется слово (или произносится вслух учителем). Задача: прохлопать это слово. Возможно игру усложнить, давать предложения. Тогда и знаки препинания можно добавить. 
- Игра "Цепочка". Определяем количество букв, которое будет у всех взятых нами слов. И далее пишем слова по цепочке: последняя буква в предыдущем слове = первой букве в последующем .
- Игра "Квадраты". Рисуем три квадрата: 3 на 3, 4 на 4 и 5 на 5. По диагонали записываем какую-либо букву алфавита. И составляем слова (сущ.), чтобы записанная буква входила в слово. Кто быстрее?
Думаю, что в запасе у каждого филолога таких игр найдется немало.
______________________________________________________________________________
   Опять же неполный список приемов, потому что решила для себя. что никогда больше не вернусь в кор. школу и выкинула все свои рабочие планы. Увы!
Однако кое-что из написанного до сих пор использую и в массовой школе. Например, опорные конспекты Меженко (только уже полный вариант того, что было когда-то представлено в журналах по русскому языку). Никуда не ушло правило начинать урок с листа взаимоконтроля (на листе вопросы по теме, и дети отвечают друг другу по очереди). Игры со словами пользуются особой популярностью. И конечно же, проекты. Только они теперь перешли в другую область, в литературу, оставив русскому языку только лабораторные работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий