пятница, 14 августа 2015 г.

Имя в литературе

   Это лето прошло под девизом "2015 год - год литературы". Пушкинские горы и Орел порадовали меня интересными фактами. И если Город Псков навсегда теперь связан для меня с именем Вениамина Каверина , то Орел - это город не Ивана Сергеевича Тургенева, а Леонида Андреева. Именно этот писатель стал для меня открытием в  Орле.
 Факт первый.
рис. И. Репина.
   А что вы знаете о Леониде Андрееве? Думаю, что ничего, потому что его произведений нет в школьной программе. Если вы заканчивали фил. фак лет 25 назад (совсем не знаю, как обстоят дела с этим писателем со сменой политического курса общества), то это имя где-то мелькало в вашей памяти вместе с поэтами серебряного века, потому что  писал он как раз в конце 19 - начале 20 века. А оказывается, что в свое время это был талантливейший писатель. Его пьесы расходились как горячие пирожки! Рассказы были нарасхват в газетах и журналах! (По крайне мере именно так нам рассказывали на экскурсии в его родном доме.) Кроме писательской жилки  Бог наградил Леонида Андреева умением отлично рисовать (в доме висят несколько портретов, созданных писателем).
Факт второй.
 Про детство Л. Андреева в ВИКИПЕДИИ написано скупо: "Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери разорившегося польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (18821891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана." И все. Что же можно добавить к этим словам? 
  Его отец работал в казначействе г. Орла. во-видимому имел достаточный капитал, которого хватило, чтобы на рабочей улице построить "дворянский" (как его называли соседи) дом. Дом выходил на улицу 4-мя окнами, во дворе был личный колодец (на улице в то время было всего 2 колодца, один - в доме Андреевых), ледник, конюшня с прекрасными лошадьми, флигель и т.д. (Действительно, очень много строений как в барских усадьбах того времени.)

  В доме одну из комнат занимал большой рояль. На нем никто из членов семьи не играл, но отцу нравилось ощущать причастность к культуре. И когда приходили гости, инструмент обязательно открывали и играли на нем.   
    После смерти отца Андреевы вынуждены были распродать имущество и уехать в Петербург, где учился Леонид. (А вот рояль  в экспозиции именно тот, из семьи Андреевых. Вернулся в на прежнее место благодаря поэтессе Елене Благининой, которая также родилась и жила в Орле.) Сегодня в этом доме живет совсем другая семья, которая разрешила в первых 4 комнатах сделать музей писателя. 
Факт третий.
 Мы напрямую спросили экскурсовода: почему же Андреев не так широко известен, очевидно, был не принят советской властью? Да. Последние годы своей жизни писатель жил в  НейволаФинляндии. Об этом периоде в музее вам обязательно расскажут. Одна из комнат стилизована под его финский   кабинет.


После отсоединения этой страны в сам. государство  он не выехал в Россию, потому что не принял новую власть, отзывался очень нелицеприятно о Ленине. Его перестают печать в новой России. Сильно печалился писатель  об этих  событиях. В одном из своих писем Андреев отмечал, что " он изгнанник трижды -  из дома, из России и из творчества". Сердце не выдержало происходящего, и писатель скончался в 1919 г. Хотя советское правительство позаботилось о Л. Андрееве после смерти. Он был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище. Успокоилась ли при этом душа писателя - не знаю.
Факт четвертый.
  Из всех музеев, что мы увидели в Орле, этот оказался самым живым. Комнаты были маленькие, именно по этому (я так думаю) здесь нигде не протянуты ленточки - заграждения. Ходишь  по комнатам и кажется, что ты не в музее, а в гости к кому-то зашла. В первом "зале" даже на время  вводной  части разрешают на стульях начала 20 века посидеть!!!   Да и экскурсовод оказалась милейшей души человек. Заплатили мы только за "консультацию", а провела она нам почти полноценную экскурсию. Может просто по деятельности соскучилась: лето в Орле, на удивление, мертвый сезон для экскурсантов. 

   В общем, меня эта экскурсия потрясла больше всего. Уезжала из Орла с твердым намерением почитать Леонида Андреева, и слово сдержу. 

6 комментариев:

  1. Когда в конце 80-х менялась школьная программа по литературе, в 11 классе был обязательным для изучения рассказ Л.Андреева "Иуда Искариот". Его даже в хрестоматию включили. Рассказ интересный, и дети с интересом его обсуждали. Там есть о чём поразмышлять: о психологии человеческих отношений, а не о религии. Потом рассказ как-то тихо из программы убрали, как, впрочем, и многие другие достойные произведения. Не секрет, что нынешняя примерная программа выхолощена до предела. Если будете читать рассказы Андреева, можете начать с этого. Мне немного обидным показалось Ваше утверждение, что этот музей в Орле самый живой. Несколько лет назад была в Спасском-Лутовинове. Был будний день, ближе к концу рабочего дня. Мы с дочерью были вдвоём. Экскурсовод - приятная молодая женщина - с удовольствием водила нас по дому, рассказывала интересно и как-то не заученно, по-домашнему. Кстати, в Тарханах, в доме-музее М.Ю.Лермонтова, тоже нет никаких заграждающих ленточек. А на мельнице можно даже жёрнов рукой покрутить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо за рассказ. Когда я начинала только работать (1991 г.) в 5 классе читали с детками "Петьку на даче". Хорошо написано. Мне понравилось. Но это рассказ детский. Сейчас немного не тот возраст)))
      А вот о "живости" музея написала по своим впечатлениям. Были в это же время и в Спасском-Лутовиново. Доехали своим ходом, группа была небольшая. Но вот душевности в экскурсии не было. Экскурсовод - девушка молодая. Речь схематичная, нет в ней душевности.
      Экскурсовод понравился в музее И. С. Тургенева, что в центре Орла стоит. С нами был племянник - пятиклассник. Так для него специально рассказывала она и стихи в прозе, и отрывки из "Бежина луга". И вообще много что о Тургеневе рассказала. Но вот именно музей Л. Андреева как-то лег на душу.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лариса! Из всех прочитанных рассказов Андреева хорошо запомнила только "Бездну". Очень тяжелое впечатление он на меня произвел... Автору удалось передать весь ужас случившегося настолько явно, что я долго не брала его произведения после в руки. Только недавно думала, что надо бы перечитать и "Иуду..." тоже, ведь тогда, в юности, книга оставила после себя сильное впечатление - что есть добро и зло, правда и ложь.
    Вот теперь у Вас увидела напоминание об этом авторе :) Кажется, он меня ждет :)

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Эльвира. Да, ничего в нашей жизни не проходит просто так. ))) Сначала появляются мысли, потом возникают "подсказки судьбы", потом мы приходим к осознанию, что нам это необходимо... Иной раз процесс долгий, а иногда все пролетает незаметно.
    Вот и я долго запрягаю. Дала себе слово после музея, что прочитаю рассказы Л. Андреева. Но вот уже 3 недели как вернулась, а воз и ныне там. Очевидно нужны были ваши комментарии с названиями рассказов, чтобы понять, с чего начинать читать.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Лариса, в школе изучаем и "Петьку на даче", и "Кусаку". Да, рассказы детские. В 11-м классе, к сожалению, о Л.Андрееве можем сказать, но вскользь. Помню, в школе я читала и "Иуду Искариота", и "Рассказ о семи повешенных". Непростое чтение, тяжёлое. Каким, впрочем, был Леонид Андреев (говорят, угрюмым).
    Спасибо Вам за экскурсию! Понимаю, что многое зависит от экскурсовода. Вот в Спасском-Лутовинове и в Ясной Поляне была дважды. И каждый раз оставалась довольной. В музее Л.Андреева не приходилось бывать. Благодаря Вашему посту познакомилась и с этой квартирой-музеем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, а про "Кусаку" я и забыла. Очень нравится этот рассказ. Сколько нравственного смысла в нем. Читаю его детям сама, чтобы последние строки не были испорчены невнятным детским чтением. Обычно в классе после этого стоит тишина, во взгляде детей - серьезность. Вот тут-то и стоит помолчать....
      Ну, а что касается музея... Будете в Орле (ну, вдруг) - обязательно сходите. Музей маленький, но светлый и приятный.
      Общаюсь на Фейсбуке с коллегой, что была в этом музее. Отписалась, что, мол, собираемся сегодня сходить. Ответ: "Сходите, музей прекрасен. Только , наверное, добираться далеко, т.к. он находится на окраине города!" Смотрим в Дубль ГИС. Оказалось, что от нашей квартиры (а мы жили в центре) всего 1,4 км., т.е. минут 30 ходу. Почему же такие ассоциации возникли у коллеги? Пошли, и я поняла. Только завернули на нужную улицу, как попали в район типичной деревни! Только в Перми такие районы встретишь на окраинах, а тут - в самом центре.))))

      Удалить