Powered By Blogger

воскресенье, 7 января 2024 г.

Рассказы Е. Замятина

 Ну вдруг кому...  11 класс, Замятин.

В 11 классе предлагают читать роман Замятина "Мы", но после ИС далеко не все дети готовы вкладываться душевно и физически в большие тексты. Думаю, как и многие, я перехожу на короткие рассказы, которые и для подготовки к ЕГЭ хороши и не нарушают временных рамок изучения литературы.
Так было и с Замятиным.
Параллельно с поэмой Блока "12" читаем рассказ Замятина "Дракон". Шаг за шагом открываем текст (сложила листочки так, как это надо для чтения и осмысления) и погружаемся в Петербург 1918 года. Находим параллели с поэмой Блока и много говорим об образе города.
Далее к творчеству Евгения Замятина обращаемся, когда говорим о гражданской войне. Совсем небольшая сказка для взрослых "Арапы" позволяет поговорить об отношениях белых и красных, о разных взглядах на одни и те же вещи.  (Следом, конечно, идут рассказы Бабеля "Соль" и "Письмо" и Шолохова "Родинка".)
Наглядно представить Петроград 1921 года помогает еще один рассказ Замятина "Пещера". И снова город, туманный бредовый мир, который требует  от героя не только духовной жертвы, но и физической. (И да, параллели с Раскольниковым, с Евгением из "Медного всадника"...)
Занырнуть в  анализ рассказа "Пещера" позволяет статья "Петербургский миф в рассказах Е. Замятина 1920-х годов", автор - Толоконникова Светлана Юрьевна. 
 При чтении использую такой прием: каждый ряд , читая, ищет в тексте нужный материал. (Это позволяет сэкономить время при анализе.)
1. Образ Петрограда (образы, цвета, Божество, которому поклоняется весь город)
2. Мартин - главный герой рассказа (портрет, мысли, воспоминания). Акцент на том, что было и каким стало/ почему так случилось/ к чему приводит такое раздвоение личности...
3. Маша - героиня рассказа (портрет, мысли и чувства героини). Почему ей герой позволяет умереть первой? Жизнь через смерть? 
И город, который довлеет над героями и поглощает их.

ЗЫ: это примерные направления для анализа. Думается, что каждый из нас сам сможет выстроить беседу с учениками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий