пятница, 16 октября 2015 г.

Афиша к "Недорослю"

     2009 год... Грустная дочь, придя из школы, сообщила, что им задали читать комедию "Недоросль". А как ее читать, если там куча непонятных слов, много скучных диалогов и вообще... ну, какая же это комедия?! Ничего не оставалась делать, как сесть с ней рядом и читать комедию вслух. И вот тогда подумалось:"Боже мой, как скучно и нудно!!!! И ведь это должен понять и усвоить ребенок в 14 лет! А живет он в совсем другом мире, с другими интересами и проблемами!"
   И вот тогда -то и родилась идея как-то разнообразить уроки литературы по "Недорослю". Заманивала учеников на первом уроке смешными цитатами (про дверь и про извозчика). Предлагала представить себя в роли какого-нибудь героя. (Ученик выходил перед классом, и все задавали ему вопросы, по тексту естественно, но отвечать он должен был сообразно мыслям героя, его поступкам. Приветствовались вопросы, начинающиеся со слов "почему", "зачем", "как так вы ...")
  А в этом году предложила создать афишу к спектаклю. (Если мне не изменяет память, то подобное задание было описано в "Копилке..." на Фейсбуке. Там обитают очень талантливые и творческие коллеги со всей России. И столько интересных идей предлагается в день да не по разу!) Создала в блоге для восьмиклассников запись, в которой рассказала об афише,  выложила примеры, нарисованные в разных театрах и в разное время и ... стала ждать того счастливого часа, когда ребята порадуют своими творческими задумками. (Что будет что-то творческое, я даже не сомневалась. Проверено было в прошлом году буктрейлерами и роликами про богатырей.)
  Ну что ж, детки не подвели. Особенно порадовали некоторые творческие личности, которые не просто нарисовали, а постарались провести параллель, выйти на связь времен, перешагнуть за рамки чего-то школьного и привычного.
   Не сговариваясь, группы из 8 А и Б класса создали афиши почти в первозданном виде (как было, по их мнению,  на премьере комедии):

          
 Были те, кто на афише разместил главных, по их мнению, героев. И не просто нарисовал, а еще подобрал цитаты, ярко характеризующие их.

     

   Были те, кто посчитал, что для привлечения зрителя на устаревшую комедию, надо старые персонажи вывести под всеми узнаваемыми  образами, например, из "Властелина колец"... Кольцо всевластия позволит Митрофанушке оставаться неучем еще очень долго, но при этом, его власть нисколько не уменьшится.

 

   Ну и конечно же, взяли героев, Рика и Марти, из какого-то известного детям мультика. (Я его не смотрела))) А вот ребята узнали даже без подсказки). Интересно, что в данную афишу девочка, очевидно, рисовавшая ее, трактовала так: "На афише видно, как молодость и глупость подавляет старость и мудрость." (обратите внимание на животы  персонажей)


 Мальчишки, рисовавшие эту афишу раскрылись совсем с другой стороны. Не знала, что в них дремлют художники)))

  А вот этот вариант потряс своим символизмом. Приглядитесь внимательно к нарисованному:
Вот так, по мнению мальчишек, должна выглядеть госпожа Простакова.

  Тень на лице - символ  загадочного характера героини; геометрические фигуры  раскрывают  строгость характера; левая рука - строгость и власть, правая рука - нежность и ласка, не зря же она держит Митрофанушку; большое  сердце - символ любви к своему сыночку; огромное  платье - большие потребности.
   Урок прошел быстро и весело. Хочется верить, что в памяти у восьмиклассников останутся только приятные воспоминания от урока по комедии "Недоросль".

8 комментариев:

  1. Лариса, хороший ход. Афиши разные, за каждой — своё видение характеров героев пьесы и ... характер художника. Долго разглядывала, пыталась представить ваших учеников. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, согласна. Самой было интересно, что принесут дети на урок, потому что знаю их возможности, их творческий потенциал. Каждый раз ученики идут на шаг впереди меня. Порой даже не можешь представить, что именно так можно подать тему! А значит, многому у них учусь! Спасибо детям за это!

      Удалить
  2. Обложки, отзывы, иллюстрации: все это было, а вот афиши мы еще не делали. Обязательно использую Ваш опыт. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, рада, если опыт пригодится.

      Удалить
  3. Лариса Сергеевна, замечательный приём - оживляет, однако, изучение комедии. Если Вы не будете возражать, то такое же задание дам и своим восьмиклассникам. Но пока... без защиты :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нисколько не возражаю, тем более, что задание придумано не мной, а подсмотрено в сети, на ФБ.
      А вот защита афиши - дело не трудное. Просто надо объяснить, что нарисовано и почему выбрали тот или иной рисунок.

      Удалить
  4. Спасибо за идею. Обложки, иллюстрации, кластеры делали, а вот до афиш как-то не додумалась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле идея не моя, а подсмотренная в сети, на просторах Фейсбука. Рада, если пригодится.

      Удалить