четверг, 19 марта 2015 г.

Музей одной книги

 В течение этого учебного года в школах Перми проходит акция "Урок  подарок": любой желающий дает открытый урок, на который могут прийти коллеги из  школ города. Вот и я решила приобщиться к этой акции.
 Тема: "Музей одной книги".
 Произведение: М. Горький "Детство"
 Класс: 7
 По плану - урок завершающий и обобщающий.
 До этого урока мы с ребятами читали повесть, разбирали героев, обращали внимание на "художественные детали" (что такое и для чего нужны в тексте) ... все как всегда. И если учесть, что "Детство"  ребят совсем не вдохновило, то осталась бы эта книга в "списке"  не интересных. Если бы не наш "музейный" урок.
  За 2 урока до торжественного дня мы с  ребятами,  обсудив, какие залы могут быть в нашем музее, разбились на 5 групп. Каждая группа получила задание и тут "начался" полет фантазии... Люблю детей за их нестандартный подход к выполнению творческих проектов. Нет, конечно, я переговорила с ребятами, уточнив, как они представляют себе экспозицию  залов НЕНАСТОЯЩЕГО  музея, не нужна ли им моя помощь... Но то, что показали ученики на уроке , я даже представить не могла.
   Во-первых, к нам на урок пришел настоящий М. Горький. НА "его фоне" группа рассказывала про историю создания книги.
 
Во-вторых, ни одна группа не стали делать презентацию, а принесли живые предметы в "свой зал".
Ребята рассказывают о Цыганке. Приглядитесь, что находится в руках: сапоги (вещь дорогая для конца 19 века), любимые героем тараканы и мышь (один мальчик все рвался живую принести :D)
А вот это дед Каширин. По ходу рассказа ребята изменили своего одноклассника, надев на него тулуп, шапку, сапоги и вручив ему розги. (А как же без этого атрибута можно деда представить!)

 В-третьих, поразила детская непосредственность. Группа, рассказывающая о бабушке, Акулине Ивановне, предупредила, что у них будет музыка, ведь героиня любила плясать. Но я и подумать не могла, что музыкальное сопровождение окажется вот такое. Молодой человек, ничуть не стесняясь, объявил себя:"А теперь, музыкальная пауза!" - и сыграл отрывок из русской народной песни.


 Еще мы в конце урока писали в "музейной книге отзывов" о прослушанных экскурсиях.
  Именно в отзывах ребята написали, что такой урок им очень понравился (значит я не одинока в своих эмоциях), потому что все вместе... творчески... необычно... и все получилось "атмосферно"!
   В завершении выставляли себе оценки  по критериям. Получилось хорошо: в журнал пойдут только 5 и 4.

10 комментариев:

  1. С интересом прочитала ваш рассказ. Учиться надо весело. Вопрос: какие залы вы определили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, залы нашего музея определяли вместе с ребятами. Мнения были разные, но в процессе обсуждения остановились на 5 залах:
      1. История создания книги.
      2. Максим Горький и Алеша.
      3. Дед, Василий Каширин.
      4. Бабушка, Акулина Ивановна.
      5. Цыганок.
      А на счет веселья... Даже не знаю. Дети так оценили урок, написав в "Отзывах", - "... работать было интересно..."
      - "... работа была необычной..."
      - " В этот раз поработали в группе все!"
      - "После такого урока книга не кажется серой и унылой"
      Так что урок получился очень продуктивным и познавательным.

      Удалить
  2. В общем, я тоже так хочу... со своими ). Мои пятачки готовят плакаты по сказке "Снежная королева". После каникул буду предлагать музейный урок по этой сказке. Спасибо за урок-подарок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, пробуйте, ведь такой вид урока очень полезен в образовательном плане. Ребята тексты экскурсий составляли, без бумажки все рассказывали, в группе работали, вещи искали... Две группы даже бумагу старили чаем и утюгом специально к уроку))) А старый будильник, чернильница, ручка перьевая, самовар, дедушкина шапка.... Столько интересного кроме музея (ну и еще гаража) и не увидишь.
      В "Снежной Королеве" есть над чем поработать. Удачи.

      Удалить
  3. Лариса, как здорово Вы все описали! А я не знала про музейный урок. Вы же мне все подробно и не назидательно рассказали. Вот чудо! Уверена, что такой урок ребята запомнят надолго.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за комментарий.
      Вообще в жизни, порой, происходят странные вещи, скорее всего , "пророческие". Пару лет назад предложила детям снять ролик по книге, назвала ее "трейлер", а через неделю мне попалась статья в интернете о конкурсе "Буктрейлеров" (оказалось, что в ногу со временем идем). Идея музейного урока родилась вдруг..., а потом появилась запись в группе на Фейсбуке.
      И еще, давненько пришла к выводу, что почти все мероприятия (и взрослые, и детские) напоминают тип "Движение по станциям" . В наше время нужно назвать их по-другому. Можно музей с залами, можно живой журнал со страницами, можно "Веселый поезд" со станциями... Главное, чтобы все получилось. И получилось)))

      Удалить
    2. Лариса, я бы даже сказала - вся жизнь по станциям.

      Удалить
    3. Марина, как философски подмечено! Эту идею "Веселого поезда" никогда к жизни не применяла. Наверное, не хочется, чтобы станции проносились быстро и мимо. А вот на уроках - всегда , пожалуйста.

      Удалить
  4. Мне очень нравится идея вертушки-бегунка по станциям Читающие дети умнее всех на свете": станции "Литературная", о животных, про горы, про край родной - про что угодно, смотря какой учитель подхватит в помощь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, спасибо за напоминание "вертушки-бегунка". В бытность работы в кор. школе такие вещи делали часто: школа маленькая. все учителя стояли на станциях да и детки двигались. В этой школе не побегаешь)))
      Но вот вместить в одно целое с названием "Литература" всю жизнь, ее составляющие - это можно. Надо подумать. Впереди праздник Победы и уроки внеклассного чтения по теме Великой Отечественной войны.

      Удалить