понедельник, 7 апреля 2014 г.

А какую бы книгу сохранили вы?

  Не так давно анализировали  с 11-классниками книгу Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Произведение великолепное, дает богатую пищу для размышлений. Но рассказать я хочу не об обсуждении на уроках, а о  задании, которое "подбросила" ребятам напоследок.
Представьте себе, что вы оказались на месте Монтэга. Какую бы книгу вы сохранили для потомков? 
(Не забывайте, что Библия уже занята )
   Мне было очень интересно увидеть выбор детей. Из 70 писавших повторений почти не было. Да и разве назовешь повторением, когда всего 6 чел. выбрали Л. Толстого "Войну и мир". Все остальные книги из разных областей и направлений.
Русская литература: сказки А. Пушкина, Лермонтов "Герой нашего времени", рассказы А. П. Чехова, И. Гончаров "Обломов", А. Грибоедов "Горе от ума", М. Горький "Старуха Изергиль", А. Солженицын "Один день из жизни Ивана Денисовича"... и все.
Список зарубежных авторов  больше. В него вошли  Д. Алигьери, О. Уальд, Л. Остин, Э. Ремарк, Р. Брэдбери, Ф. Фиджеральд, И. Костаньеда, А. Экзюпери, В. Гюго, Ж. Верн, Д. Фоер, Г. Уэльс.
 Отдельным списком надо вывести и ... научную литературу. По мнению ребят она тоже должна быть в целости и сохранности. По популярности впереди всех - "История России"!!! Есть несколько словарей русского языка: Даля, Ожегова, просто орфографический словарь. Кто-то занес в список справочник по естествознанию и , конечно же, что взять с математиков, справочник по математике!!! Есть "Всеобщая история" и .... "Кулинарная книга".
  Был  ученик, который прописал, что надо сохранять "Сказки", потому что в них содержаться все моральные и нравственные нормы человечества!
  И где-то в середине стопки листочков мелькнула мысль: ""Я ничего бы не сохранил. Книги служат только для развлечения! Нет в них пользы!" Бедный ребенок? Скорее всего, да. Очень хочется надеяться, что когда -нибудь он придет к книгам, откроет для себя этот чудесный мир!
  Прочитав все работы, я подумала: а ведь эти дети - наше будущее. И пока они тянутся к книге, ничего не потеряно.

8 комментариев:

  1. Интересное задание, интересные выводы детей...очень приятно, что многие выбирают классику...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Мария, именно этот факт меня и поразил. Я-то, грешным делом, поругивала их за ленностное отношение к урокам литературы. Но, судя по написанным книгам, как раз уроки не прошли даром. Русская классика тому подтверждение.

      Удалить
  2. На днях планирую провести с читателями обсуждение этого замечательного произведения. Как раз была идея, задать такой же вопрос. Посмотрим, что ответят

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, вопрос был подсмотрен в одном из многочисленных конспектов уроков, что перелистала перед занятием. Но на то он и опыт, что бы быть тиражируемым)
      Всегда интересно, что ответят другие ученики, ведь сколько людей, столько и мнений.

      Удалить
  3. Хорошее задание, Лариса. Помню, что Вы переживали, прочтут ли дети книгу. Я так понимаю, что все сложилось удачно.

    А вот интересно, были ли такие, кто просто не смог выбрать ОДНУ книгу из-за того, что многие дороги сердцу? Я, например, так и не смогла бы выбрать.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, переживаю перед уроком я всегда. Вот и в этом случае прочитало всего лишь 50 % класса. Но это уже что-то: можно обсуждать, не роняя свои слова в тишину класса)) А вот ответить на данный вопрос попросила всех, не зависимо от того, читал или нет. Ведь кроме школьной программы есть еще и книги для души. Именно такими для детей оказалась зарубежная литература, не входящая в рамки школьной программы. Дети показали, что они читают, читают не мало, что круг их интересов разнообразен. А главное, еще раз убедилась в их читательском кругозоре: кому и что интересно (подтвердила свою точку зрения на счет некоторых учеников)))

    ОтветитьУдалить
  5. Рекомендую: http://militera.lib.ru/memo/russian/veselovsky_bv/index.html

    ОтветитьУдалить