пятница, 24 мая 2013 г.

   Учителя, преподающие русский язык, знают, сколько правил надо знать, чтобы грамотно написать что-нибудь. "Как вы все помните, Лариса Сергеевна?"-порой спрашивают меня дети. Помню! В силе того, что мой мозг работает на одно: накопить багаж и передать своим ученикам. А вот как сделать так, чтобы и дети запомнили необходимое, хотя бы в пределах школьной программы?
  Во-первых, это опорные конспекты (ОК). Еще в 1990 г. нам в институте рассказали про уникальную систему работы учителя русского языка одной школы г.  Донецка Юрия Меженко . И с тех пор я теорию даю только таким образом. Детям очень нравится: вместо того, чтобы переписывать страницы теории себе в тетрадь - запоминалку,  мы просто рисуем схемы. На сайте творческих учителей с весны начали выкладывать в общий доступ эти переработанные конспекты. Кому интересно - милости прошу.
  Во-вторых, часто прошу детей зарифмовать правила, придумать самим какую-нибудь схему - запоминалку. Вот что мои ученики "натворили"
Совсем, ничуть, нисколько, 
Отнюдь и никогда,  
И далеко, и вовсе -
 Запомни навсегда! (слова, помогающие от разных частей речи отттащить НЕ).


Из-за и из-под.
Из-за леса на опушке

Вышли мышка и лягушка,

А потом, разинув рот,

Из-под дуба вылез крот.

Говорит лягушка мышке:

"Не забудь, моя глупышка, -

"Из" с предлогом "под" и "за"

Без дефиса писать нельзя!"

Тут и крот усатый вышел,

Говорит: "Запомни, мышка,

Никогда не забывай!

Вот, примером подкрепляй:

Из-за леса на опушке...(и так далее сначала)
 
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 
Без печали на лице
За шипящей на конце
Ты в наречиях всегда
Мягкий знак пиши, да-да!
Но и здесь есть огорченье -
Три различны исключенья:
Замуж, уж и невтерпёж.
Больше нет их, ну и что ж?
   Плюс к этому грамматические сказки... Может кому и пригодится.  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий