Powered By Blogger

суббота, 30 сентября 2023 г.

 Учебный год, как правило, на литературе начинается с изучения литературных древностей: "Слова о полку Игореве", произведений Ломоносова , Державина. И составители программы ничего не нашли лучше, как дать для знакомства с творчеством Ломоносова и Державина унылые оды, почти все слова из которых детям не понятны.

Как же можно разнообразить уроки, например, по творчеству Ломоносова?
1. Взять для анализа не оду, а стихотворение "О пользе стекла". Например, я выстроила урок таким образом:
- делю стихотворение на части, раздаю на парту и прошу перевести с русского на русский (разобраться в сути прочитанного),
- подготовить исторический комментарий и выразительное чтение,
- понять, для чего использовали стекло в 18 веке.
На втором уроке все собираем и выписываем "пользу стекла" для 18 века, добавляем примеры из нашего времени.
2. Можно взять для анализа стихотворение "Кузнечик". И не только его разобрать, но и сравнить со стихотворениями других авторов про это насекомое. (Идея не моя, а Храмцовой Р. А., коллеги из московской школы 1514).
Мария Петровых

Кузнечики... А кто они такие?
Заглядывал ли ты в их мастерские?
Ты, видно, думал - это кузнецы
И в кузнях маленьких поодиночке
О наковаленки бьют молоточки,
А звон от них летит во все концы?
Но это заблужденье. Ты не прав.
Не кузница в траве, а телеграф,
Где точки и тире, тире и точки
Бегут вплотную по звенящей строчке
И наспех сообщают обо всем,
Что в поле и в лесу творилось днем.
1957

Геннадий Айги
ТРЕТИЙ КУЗНЕЧИК
(К Кузнечикам В. Хлебникова и Э. Каммингса)
Сыну Андрею

трепещет знак-кузнечик
над полем и под небом! —

(знак — Разуму: быть стражем!
самим собою быть) —

знак препинанья
из окрасок двух:
немного Поле
и немного Бог
1967
3. Использовать статью с сайта "Полка": https://polka.academy/materials/908

Комментариев нет:

Отправить комментарий