В течение этого учебного года в школах Перми проходит акция "Урок подарок": любой желающий дает открытый урок, на который могут прийти коллеги из школ города. Вот и я решила приобщиться к этой акции.
Тема: "Музей одной книги".
Произведение: М. Горький "Детство"
Класс: 7
По плану - урок завершающий и обобщающий.
До этого урока мы с ребятами читали повесть, разбирали героев, обращали внимание на "художественные детали" (что такое и для чего нужны в тексте) ... все как всегда. И если учесть, что "Детство" ребят совсем не вдохновило, то осталась бы эта книга в "списке" не интересных. Если бы не наш "музейный" урок.
За 2 урока до торжественного дня мы с ребятами, обсудив, какие залы могут быть в нашем музее, разбились на 5 групп. Каждая группа получила задание и тут "начался" полет фантазии... Люблю детей за их нестандартный подход к выполнению творческих проектов. Нет, конечно, я переговорила с ребятами, уточнив, как они представляют себе экспозицию залов НЕНАСТОЯЩЕГО музея, не нужна ли им моя помощь... Но то, что показали ученики на уроке , я даже представить не могла.
Во-первых, к нам на урок пришел настоящий М. Горький. НА "его фоне" группа рассказывала про историю создания книги.
Во-вторых, ни одна группа не стали делать презентацию, а принесли живые предметы в "свой зал".
Ребята рассказывают о Цыганке. Приглядитесь, что находится в руках: сапоги (вещь дорогая для конца 19 века), любимые героем тараканы и мышь (один мальчик все рвался живую принести :D)
А вот это дед Каширин. По ходу рассказа ребята изменили своего одноклассника, надев на него тулуп, шапку, сапоги и вручив ему розги. (А как же без этого атрибута можно деда представить!)
В-третьих, поразила детская непосредственность. Группа, рассказывающая о бабушке, Акулине Ивановне, предупредила, что у них будет музыка, ведь героиня любила плясать. Но я и подумать не могла, что музыкальное сопровождение окажется вот такое. Молодой человек, ничуть не стесняясь, объявил себя:"А теперь, музыкальная пауза!" - и сыграл отрывок из русской народной песни.
Еще мы в конце урока писали в "музейной книге отзывов" о прослушанных экскурсиях.
Именно в отзывах ребята написали, что такой урок им очень понравился (значит я не одинока в своих эмоциях), потому что все вместе... творчески... необычно... и все получилось "атмосферно"!
В завершении выставляли себе оценки по критериям. Получилось хорошо: в журнал пойдут только 5 и 4.
Тема: "Музей одной книги".
Произведение: М. Горький "Детство"
Класс: 7
По плану - урок завершающий и обобщающий.
До этого урока мы с ребятами читали повесть, разбирали героев, обращали внимание на "художественные детали" (что такое и для чего нужны в тексте) ... все как всегда. И если учесть, что "Детство" ребят совсем не вдохновило, то осталась бы эта книга в "списке" не интересных. Если бы не наш "музейный" урок.
За 2 урока до торжественного дня мы с ребятами, обсудив, какие залы могут быть в нашем музее, разбились на 5 групп. Каждая группа получила задание и тут "начался" полет фантазии... Люблю детей за их нестандартный подход к выполнению творческих проектов. Нет, конечно, я переговорила с ребятами, уточнив, как они представляют себе экспозицию залов НЕНАСТОЯЩЕГО музея, не нужна ли им моя помощь... Но то, что показали ученики на уроке , я даже представить не могла.
Во-первых, к нам на урок пришел настоящий М. Горький. НА "его фоне" группа рассказывала про историю создания книги.
Во-вторых, ни одна группа не стали делать презентацию, а принесли живые предметы в "свой зал".
Ребята рассказывают о Цыганке. Приглядитесь, что находится в руках: сапоги (вещь дорогая для конца 19 века), любимые героем тараканы и мышь (один мальчик все рвался живую принести :D)
А вот это дед Каширин. По ходу рассказа ребята изменили своего одноклассника, надев на него тулуп, шапку, сапоги и вручив ему розги. (А как же без этого атрибута можно деда представить!)
В-третьих, поразила детская непосредственность. Группа, рассказывающая о бабушке, Акулине Ивановне, предупредила, что у них будет музыка, ведь героиня любила плясать. Но я и подумать не могла, что музыкальное сопровождение окажется вот такое. Молодой человек, ничуть не стесняясь, объявил себя:"А теперь, музыкальная пауза!" - и сыграл отрывок из русской народной песни.
Именно в отзывах ребята написали, что такой урок им очень понравился (значит я не одинока в своих эмоциях), потому что все вместе... творчески... необычно... и все получилось "атмосферно"!
В завершении выставляли себе оценки по критериям. Получилось хорошо: в журнал пойдут только 5 и 4.
С интересом прочитала ваш рассказ. Учиться надо весело. Вопрос: какие залы вы определили?
ОтветитьУдалитьНаталья Степановна, залы нашего музея определяли вместе с ребятами. Мнения были разные, но в процессе обсуждения остановились на 5 залах:
Удалить1. История создания книги.
2. Максим Горький и Алеша.
3. Дед, Василий Каширин.
4. Бабушка, Акулина Ивановна.
5. Цыганок.
А на счет веселья... Даже не знаю. Дети так оценили урок, написав в "Отзывах", - "... работать было интересно..."
- "... работа была необычной..."
- " В этот раз поработали в группе все!"
- "После такого урока книга не кажется серой и унылой"
Так что урок получился очень продуктивным и познавательным.
В общем, я тоже так хочу... со своими ). Мои пятачки готовят плакаты по сказке "Снежная королева". После каникул буду предлагать музейный урок по этой сказке. Спасибо за урок-подарок!
ОтветитьУдалитьНаталья, пробуйте, ведь такой вид урока очень полезен в образовательном плане. Ребята тексты экскурсий составляли, без бумажки все рассказывали, в группе работали, вещи искали... Две группы даже бумагу старили чаем и утюгом специально к уроку))) А старый будильник, чернильница, ручка перьевая, самовар, дедушкина шапка.... Столько интересного кроме музея (ну и еще гаража) и не увидишь.
УдалитьВ "Снежной Королеве" есть над чем поработать. Удачи.
Лариса, как здорово Вы все описали! А я не знала про музейный урок. Вы же мне все подробно и не назидательно рассказали. Вот чудо! Уверена, что такой урок ребята запомнят надолго.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо за комментарий.
УдалитьВообще в жизни, порой, происходят странные вещи, скорее всего , "пророческие". Пару лет назад предложила детям снять ролик по книге, назвала ее "трейлер", а через неделю мне попалась статья в интернете о конкурсе "Буктрейлеров" (оказалось, что в ногу со временем идем). Идея музейного урока родилась вдруг..., а потом появилась запись в группе на Фейсбуке.
И еще, давненько пришла к выводу, что почти все мероприятия (и взрослые, и детские) напоминают тип "Движение по станциям" . В наше время нужно назвать их по-другому. Можно музей с залами, можно живой журнал со страницами, можно "Веселый поезд" со станциями... Главное, чтобы все получилось. И получилось)))
Лариса, я бы даже сказала - вся жизнь по станциям.
УдалитьМарина, как философски подмечено! Эту идею "Веселого поезда" никогда к жизни не применяла. Наверное, не хочется, чтобы станции проносились быстро и мимо. А вот на уроках - всегда , пожалуйста.
УдалитьМне очень нравится идея вертушки-бегунка по станциям Читающие дети умнее всех на свете": станции "Литературная", о животных, про горы, про край родной - про что угодно, смотря какой учитель подхватит в помощь
ОтветитьУдалитьНаталья Степановна, спасибо за напоминание "вертушки-бегунка". В бытность работы в кор. школе такие вещи делали часто: школа маленькая. все учителя стояли на станциях да и детки двигались. В этой школе не побегаешь)))
УдалитьНо вот вместить в одно целое с названием "Литература" всю жизнь, ее составляющие - это можно. Надо подумать. Впереди праздник Победы и уроки внеклассного чтения по теме Великой Отечественной войны.