Powered By Blogger

суббота, 9 сентября 2023 г.

 В этом году решила с 11 классом на литературе анализировать "шум времени". Интересно посмотреть, как мир откликался на происходящее, как менялся темп жизни.

Сразу оговорюсь, что идея урока про время не моя (коллеги из московской школы): я ее немного модифицировала и провела. Хотела сделать пару, получилось аж три урока.
Говорили, что такое время, сравнивали наши предположения со словарем Даля. Увидели, что язык живой, что много значений изменилось).
Подбирали прилагательные и глаголы про время . (Привет эпитетам, фразеологизмам из ЕГЭ). Поняли, что использовали много глаголов про быстроту движения времени, а мало про неспешный ход. Обсудили, почему так получается, влияет ли возраст на это и т.д.
Говорили о взаимодействии человека со временем: как мы влияем друг на друга.
Читали отрывки из "Алисы" (диалог Алисы и Шляпника про то, как время тебе отомстит, если ты его убьешь), стихотворение Б. Окуджавы "Былое нельзя воротить -- и печалиться не о чем..."  и В. Высоцкого "Замок временем срыт и укутан, укрыт...". Просила подумать: в каком смысле тут используется "время", что автор думает/ понимает про время. Дописывали в процессе схему о взаимовлиянии времени и человека.
Говорили о том, можно ли время увидеть, услышать, потрогать . Дети вышли на большое количество жизненных метафор)))
Читали коротенькие зарисовки из повести Мандельштама "Шум времени". Искали точное указание на историческое время (года? как течет жизнь в это время?) И выписывали в два столбика звуки времени и как время видит автор.

Д/з: написать небольшое эссе по сделанным по зарисовкам Мандельштама записям: время 90-х 19 века. (Цель - обобщить сказанное на уроке.)

На следующем уроке будем читать варианты и плавно выйдем на Чехова.
Идея была такая: сделать с учениками в течение года проект "Шум времени". Что делаем: звуки и цитаты из разных произведений к этому. (Проект пока в наметках, на стадии разработки, так сказать)

Комментариев нет:

Отправить комментарий