Powered By Blogger

суббота, 11 сентября 2021 г.

Чехов

 Традиционное начало в 11 классе - творчество Чехова.

В этом году начала его со стихотворения Дмитрия Веденяпина :

На волнах покачивались чайка, дядя Ваня и три сестры.
Пожилая актриса (помню-помню, у Чехова не пожилая),
Полулежа в шезлонге — а что ж ей быть вне игры? —
Ела вишни, понятно что представляя.

Раньше, до Чехова, люди тоже купались, завтракали, смотрели в окно,
Разочаровывались то в этом, то в том, скучали,
В общем, жили примерно, как мы (плюс-минус), но —
От борта в середину — ещё не знали,

То есть, может, знали, но как бы не до конца,
Что пока они передают соль, потягивают — скажем для рифмы — «Асти»,
Складываются их судьбы, разбиваются их сердца,
Слагается (странное слово, да?) их счастье.


Очень долго думала, стоит ли начинать с этого стихотворения или заканчивать, ибо Чехов прошел мимо моих учеников как-то стороной (в программе Коровиной мы поработали с его творчеством только в 7 классе). Решилась и не прогадала. О чем говорили.
1. Раздала стихотворения и попросила определить главную тему.
Дети посмеялись и сразу ответили, что речь о Чехове (да-да, так прямо Веденяпин и говорит).
2. Потом искали отсылы к чеховским произведениям. ("Вишневый сад" самые ответственные прочитали летом, самые ленивые только слышали , что его будем читать в обязательном порядке. Но несмотря на это, дети определили и ВС, и другие пьесы Чехова.)
3. Не помню кто, но предположил, что здесь важным для понимания темы является не только фамилия писателя, но и слово СЧАСТЬЕ. Стали тянуть за эту ниточку. Вышли на то, что люди ищут счастье в бытовых вещах, точнее, живя обычной жизнью ("
купались, завтракали, смотрели в окно, разочаровывались"), все же хотят быть счастливыми. 
Я сейчас не воспроизведу дословно цепочку наших рассуждений, но дети вышли на основные смыслы рассказов Чехова. Его главные герои - простые люди, обыватели, которые ищут свое счастье . Найдут ли? Смотрим теперь в рассказах Антона Павловича.

1 комментарий: