четверг, 9 мая 2019 г.

Как-то так получилось, что в этом году в 10 классе мы заканчиваем год "Обломовым". Да-да, именно об этом удивительной ленности герое мы и будем говорить. Каждый год по-разному подхожу к этому произведению. В этом  решила завернуть со стороны халата. Об этом виде одежды написано немало статьей, многие из них можно найти  в интернете. Например, "Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова" или  "Архетип халата в русской литературе"Однако не очень люблю пользоваться готовыми материалами, ибо не всегда они идут на уроках на 100 %. 
           Начнем, пожалуй, с небольшого опроса: "Что, по вашему мнению, может символизировать халат?" (Очень здорово, если вдруг вылезет вариант ответа "символ толстой замужней тетки в бигудях": тогда можно будет поговорить о влиянии медиа на наш восприятие.) Это будет мнение людей, живущих в 21 веке.
           А далее  
мы возьмем два стихотворения для сравнения : П. Вяземский "«Жизнь наша в старости – изношенный халат»" и Языков "К халату"- и посмотрим, как же воспринимался халат в 19 веке. О чем поговорим?
- О том, как лирический герой относится к халату (что думает, какие мысли навевает этот вид одежды, какие воспоминания) ?
- Что может рассказать халат о своем хозяине?
- Может ли халат влиять на характер героя?

- Как автор относится к этому виду одежды (иронично  или  уважительно, боготворит или уничижает...)?
           Еще стоит обсудить и как выглядел халат в 19 веке, ибо современные дети, думаю,   представляют себе х/б халатик с разными геометрическими фигурками или махровый халатик цвета розы (о, эти несносные медиа, насаждающие нам  представление о  мире!). Можно использовать, например,  картины П. А. Федотова "Завтрак аристократа"  или "Свежий кавалер".  (И опять об отношении художника к этому виду одежды: отличается ли от того, что мы видели у поэтов?) 

Вот тут у нас как раз разные взгляды на халат и вырисовываются: разные герои, разное отношение к халату.
- А вот в русской литературе есть еще один герой, у которого халат был любимой одеждой.... (и далее по списку (с))
Будет здорово, если успеем  в классе прочитать начало 1 главы "Обломова", представить халат главного героя и предположить черты характера  Ильи Ильича....



        Домашнее задание ?
Мне кажется, что только перечитать 1 главу... И еще раз подумать над чертами характера главного героя. У Гончарова так хорошо описано, что только стоит взять в руки карандаш и вчитаться....

2 комментария:

  1. Лариса Сергеевна, какой необычный подход Вы выбрали. Я как-то не углублялась в эту тему. Да, многозначная деталь. А больше всё на авторские интонации внимание обращала. Времени на уроках катастрофически не хватает, хочется прочитать и осмыслить. Люблю обсуждать с ребятами посетителей Обломова и его отношение к ним. А вообще, когда в начале 90-х годов была возможность выбирать произведение для изучения, читала с детьми "Обыкновенную историю". Мне кажется, она ближе старшеклассникам. А за упоминание интересных материалов большое спасибо. Появилась идея исследовательской работы. Не конкретно про халат. но в связи с одеждой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Алексеевна, спасибо за отзыв. Сегодня все и опробовала. Получилось неплохо: дети после празднования 9 Мая были сонные и вялые, однако от вопросов про халаты растормошились и оживились.Говорили охотно, сравнивали разные взгляды на сей предмет гардероба. Обнаружили, что отношение к халату с веками поменялось (как сказали современные дети, у них отношение к халату халатное :) ) Рассматривали картины, обнаружили много интересного. В общем, было хорошо.
      Однако по времени совсем не успели начать читать 1 главу ( в классе никто не прочитал "Обломова", да и не прочитают: аттестация идет вовсю. Так хоть так, частями разберем.
      PS: приятным завершением урока стал рассказ от лица халата Обломова, подаренный Храмцовой Риммой Анатольевной в Копилке на Фейсбуке.

      Удалить