вторник, 22 декабря 2015 г.

Гончаров "Оломов"

   В  программе по литературе за 10 класс, по мнению составителей, столько чудных произведений, которые просто надо знать каждому школьнику. Все на подбор: "Обломов", "Гроза", "Преступление и наказание"... А  я вот вспоминаю себя в этом возрасте. Ничего интересного с уроков литературы я не вынесла, т.к. в пору развитого социализма наши уроки начинались со слов учителя:
- Красной нитью через это произведение проходит тема революции!
   Может быть поэтому, я стараюсь разнообразить уроки по таким , довольно не радостным, произведениям.
    И. А. Гончаров и его роман "Обломов". О значимости произведения и интересе к роману мы спорили с ребятами еще на первом уроке, когда кое-кто , действительно, проникся идеей и перенес на себя образ Ильи Ильича.
- Пора встать с дивана!-заявляли мальчишки и .... точно так же, как в романе, встали на ближайшие пару уроков)))
   Идея подачи темы "Детство Обломова" была почерпнута на Фейсбуке в группе "Методическая копилка". Я предложила детям на основании 9 главы "Сон Обломова" нарисовать образ /мир , в котором жил Илья Ильич на протяжении нескольких лет. Никак не думала, что такие шедевры получатся. И вот что интересно: каждая группа увидела что-то свое. А вместе получается полная картина мира от жителей богом забытой деревушки.
    Вот тут дети нарисовали мир Обломовки как замкнутую сферу. Что внутри? Еда, дом, питье... И вырваться из этого замкнутого круга нельзя: сам Илья Ильич прикован к этой идее цепью.

  А на этой картине мир Обломовки очень яркий. На манер Голивуда написано его название (это ли не представление о счастье у современной молодежи?))). И где-то там, за границей радужного мира все совсем по-другому: громы и молнии сотрясают действительность, нет растительности и все, к сожалению,  серо.


    Интересна идея восприятия мира обломовцами: все через розовые очки счастья.  И если внимательно приглядеться к картине, то можно увидеть и обоснования, написанные ребятами.


       Здесь не так все ярко (мальчики рисовали), но правильно (с точки зрения прочтения 9 главы). Опять Обломовка - замкнутый мир, вход в который не возможен постороннему человеку. И чтобы попасть туда, достаточно родиться там. После этого мир Обломовки останется с тобой навсегда.
     Работа на уроке шла оживленно: ребята смеялись, шутили,не забывая пристально вглядываться в текст. А когда слушали выступления других команд, то ни одного равнодушного взгляда в классе не было. 

2 комментария:

  1. Лариса, мне очень понравилась работа "Розовые очки". Только остался вопрос, а чьи они: учеников или Ильи Ильича? Если возможно, то спросите у ребят, или, может быть, они дали ответ на уроке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, розовые очки принадлежали всем обломовцам, именно через них они смотрели на мир. При анализе 9 главы "Сон Обломова" дети больше говорили о жизни в Обломовке, о мировоззрении жителей деревни, об их нравах и обычаях. А вот Ильи Ильича не касались. Хотя потом, когда говорили об этом образе, то 9 глава была в помощь. И еще, когда писали сочинение "Все наши проблемы из детства".

      Удалить