Powered By Blogger

среда, 3 сентября 2014 г.

Стоит поделиться радостью


   Первые уроки литературы в этом учебном году решила начать с "читательского обзора", точнее, послушать, что же дети прочитали (и вообще, прочитали ли?) за лето. Задание через классных руководителей (и активных ребят) передала еще в конце августа. Надо было рассказать о книге, которую очень хочется рекомендовать своим одноклассникам. И конечно дала небольшой план (во избежании упреков, что я НЕ сказала, НЕ предупреждала и вообще спрашиваю не пойми что):
- назвать автора
- не забыть о названии книги
- рассказать историю создания произведения
- сюжет (1-2 предл.)
- чем книга понравилась
- почему захотелось порекомендовать одноклассникам
   Такое простое на первый взгляд задание оказалось сложным для новых семиклашек. С каким важным, серьезным выражением лица они рассказывали то, что "нарыли" в интернете о произведении)))) Но было приятно, что , например, в 7 б дети почти не повторялись: 30 человек - примерно, 25 книг!  В основном, классика фантастики и приключений. Отлично, что дети знают и Ж. Верна, и М. Рида, и Л. Буссенара, и Г. Хаггарда...
    Насмешили в 7 а: из 20 чел., прослушанных в первый день, 10 рекламировали книгу А. Дюма "Три мушкетера", еще 5 человек  рассказывали о Шерлоке Холмсе. Жду с нетерпением следующий урок: чем же еще порадуют?
  Но вот наполнили мою душу истинной радостью девятиклассники. С ними я работаю уже 2 года. На уроках много говорим, обсуждаем, работаем в группах и представляем устно свои результаты. Очевидно это и дало свои плоды. Выходили дети совсем не стесняясь, говорили свободно и раскрепощенно. Некоторые личности даже играли на публику! Но слушать их было очень приятно. )))
   Потрясло то, что самый первый молодой человек рассказывал о "Фаусте" Гете (помните, книга, которую я хочу ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ!). Рекомендовал именно из тех соображений, что много интересного нашел в философских воззрениях главного героя! (Подозреваю, что он будет не одинок: из закулисных разговоров поняла, что эта книга запала в душу многим.)
   Маленькая , хрупкая девочка, прожившая почти все лето в Германии, посетовала, что магазинов с русскими книгами там нет. Поэтому роман Ф. Достоевского "Бесы" читала в августе, и очень быстро. Но вот герои, их взгляды на жизнь, на происходящее ее потрясли!
  Точно знаю, что в числе "рекомендованных" (не мной, а детьми) будет и "Путешествие из Петербурга в Москву" , и "Горе от ума", и "Герой нашего времени"... (Заметьте, рекомендовать на следующем уроке будут не девочки, а МАЛЬЧИКИ!)
   Жду с нетерпением продолжения этих уроков. Столько нового и интересного открываю для себя в любимых детях!

P.S: за неделю прослушали всех. Все-таки нет предела совершенству. Поражать меня начал 9 а с "Фауста", а закончил - рекомендацией "Войны и мира" (причем это предложил молодой человек, от которого совсем не ожидала!) А в 9 в 5 человек взахлеб рассказывали о "Мертвых душах"!
  И еще проанализировала, что было важным для детей в книгах. Семиклашки ориентированы на фантастику и приключения. А вот для девятиклассников важны были характеры и "современная" проблематика!  Как выросло сознание детей!!!

10 комментариев:

  1. Моя дочь пошла в этом году в 7 класс. Летом читала много. Но у меня сложилось впечатление, что большую часть времени она потратила на чтение книг...о Шерлоке Холмсе! Читала с удовольствием, рассказывала взахлёб о своих впечатлениях. Так что, Ваши семиклассники не одиноки :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слушала детей и ловила себя на мысли, что о Шерлоке Холмсе читала очень много в школьном возрасте. Но вот в каком классе? Скорее всего в 4-5 (папа тогда подарил первую книгу об этом сыщике).
      А ребятам обязательно порекомендую еще и Э. По почитать. Там и детектив, и страшилки)

      Удалить
  2. А меня удивил молодой человек с "Фаустом". Я-то сама читала это произведение только в институтские годы и то не все поняла. Во-первых, стихотворный текст. Во-вторых, философские воззрения понятны только человеку размышляющему на эти темы. А я в студенчестве прыгала, как стрекоза. Не до размышлений было... Сомневаюсь, что молодой человек все рассмотрел в "Фаусте", но то, что пытался - очень и очень похвально и заслуживает уважения. Очень рада за столь серьезное поколение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, согласна с вами, что полностью проникнуться "Фаустом" в 9 классе трудно. Но было очень приятно, что о таком произведении рассказывал один из самых несерьезных учеников 9 класса))) (Сам признался, что к этой книге "подходил" 2 раза за лето. И только во второй раз одолел произведение.) В моих глазах молодой человек сразу "вырос"! Думаю, что при анализе этого произведения понять суть будет легче. Ну что ж, будем работать!

      Удалить
  3. Лариса, здравствуйте!
    Серьёзное мероприятие Вы провели с детьми. Такой небольшой анализ произведения так или иначе сделал практически каждый. И ещё привлекательна строчка "рекомендация". Непременно проведу такую работу!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, добрый день. Признаюсь честно, идея не совсем моя. Коллега просто поделилась планами на первый урок литературы, ну я и подхватила))) Думаю, что совсем не плохо узнать, с чем пришли ученики в школу.
      В результате новых семиклашек посмотрела, послушала, сделала выводы, а самое главное, УВИДЕЛА всех! А девятиклассники просто доставили массу положительных эмоций. Как все-таки здорово начинать учебный год с такого позитива.

      Удалить
  4. Здравствуйте. Работаю учителем начальных классов 37 лет. И каждый год, кроме,когда первый класс, провожу на первых уроках чтения обзор читательских дневников с отзывами, рисунками о прочитанных произведениях уч-ся за лето, как порекомендованных мной (всегда в конце уч. года даю список), так и выбранных самими. Действительно, ВИДЕН КАЖДЫЙ УЧЕНИК, каждая семья(помогают родители, да и порой читают вместе). Обязательно поощряю: 5, дипломом читателя, благодарностью родителям на собрании, выставкой чит. дневников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Антонина (извините, не высвечивается ваше отчество).
      Работа над воспитанием настоящего читателя актуальна в любом возрасте. В силу того, что работаю с ребятами с 7 по 11 класс, стараюсь экспериментировать с читательскими дневниками. (Сами , наверное, понимаете, что в старшей школе взрослые уже не контролируют ребят, поэтому вариант заполнения чит. дневников совсем не вариант)))) В прошлом году сделала следующее. Попросила учеников 8 класса распределиться по дням месяца (детей в классе 30 человек) и написать "Листок отрывного календаря" с описанием книги, которую прочитали за лето. В течение месяца вывешивала в классе их листы день в день. Было приятно, что ребята разных возрастов (и одиннадцатиклассники в том числе) подходили к импровизированной выставке и читали отзывы.
      Многие коллеги ведут специальный блог в интернете, где ребята могут рассказать о прочитанной книге. Это им помогает целым классом участвовать в проекте "Читать не вредно - вредно не читать". Если хотите узнать подробнее о разных вариантах читательских дневников, пишите личным сообщением. Я отвечу со всеми полезными ссылками)))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лариса! Читала и жалела, что у моего сына такого урока нет:( У нас это лето было очень "читательным". Мне кажется это очень хорошей идеей! Выбор книг Ваших детей такой разный... И как дети, наверное, раскрылись по новому!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, добрый вечер. Сегодня продолжали разговор о книгах. Дети потрясли меня. Один девятиклассник (тот, от которого совсем не ожидала) порекомендовал всем "Войну и мир"!!! На вопрос:
      - Почему это произведение?
      Он ответил:
      - Сначала родители порекомендовали. Начал читать - увлекся!!!
      Вот так! Сравнивала с прошлогодними учениками. На момент анализа книги в классе из 30 чел. только по 2-3 прочитали весь роман целиком. А тут...

      Удалить