Powered By Blogger

среда, 16 июля 2014 г.

Смысловое чтение

 Фраза , которая мне очень нравится: "Жизнь постоянно акцентирует наше внимание на какой-нибудь полезной проблеме. Важно, увидеть нужную информацию, озадачиться и постараться решить эту проблему."
  Я по натуре больше русак, чем литератор. А вот на протяжении этого учебного года мне все  попадается информации как раз о литературе и о чтении, в частности: фестиваль "Летнее чтение", проект "Читать не вредно - вредно не читать!", интеллект-карты "Как читать книги",  статьи о смысловом чтении...   Зачем? Изначально задаваться вопросом я не стала, а просто взяла многое себе на заметку.
   Одна из последних статей, найденных в интернете, называется " Современный человек утрачивает способность читать романы".  Оказывается, проблема есть, она назрела давно. А вот как ее решить?  Как организовать процесс работы над книгами на уроках литературы? Да, всем известны приемы: разные виды планов текста, анализ эпизода,  разные виды чтения, ответы на вопросы по тексту и т.д. (Значимость этих видов работы сейчас осознаю, как никогда.) А еще?
Коллеги, очень хочу, чтобы вы в комментариях поделились своими наработками.


4 комментария:

  1. Лариса, во-первых, спасибо огромное за ссылку на статью. Она отражает мои опасения, волнения, размышления. Нет, не за других…за себя. Я уже очень давно работаю с электронным текстом. На протяжении десятилетий по восемь и более часов провожу за компьютером. И давно стала замечать за собой некоторые изменения в когнитивной деятельности:
    -уходит грамотность (зачем утруждать себя, если компьютер подскажет, как правильно).
    -чтение по диагонали печатных текстов. Так быстрее. Если интересное произведение, то быстрее узнать, чем все закончится. А уж если не интересное, то и подавно проскочить куски и выискать занимательные моменты.
    -уходит навык излагать мысли на бумаге(в документе). Мне труднее формулировать мысли, быстро писать на заданную тему. По большому счету трудно формулировать мысли и выстраивать логические цепочки даже в голове, а не то что облекать в слова.
    - Я разучилась писать ручкой. Почерк до безобразия корявый, неразборчивый.
    Все мои недостатки вытекают один из другого, они взаимосвязаны между собой. Конечно, я не склонна обвинять только компьютер во всех моих бедах. Есть еще ряд причин. Если измерять в процентном соотношении, то все же около 50% можно отнести к профессиональной деятельности.
    Происходящие во мне изменения я давно заметила и веду с ними бой. Участие в проекте – это одно из лекарств. Несмотря на то, что перешла на чтение в электронном формате, продолжаю читать романы и очень ценю авторов, которые виртуозно владеют языком. Из современных - Дина Рубина. Я наслаждаюсь и купаюсь в ее метафорах.
    Простите, что так долго распространялась о себе. Статья задела за живое.
    А теперь по делу. Как организовать процесс работы над книгой на уроке? Я понимаю, что Вы неспроста задаете этот вопрос, что Вы гораздо лучше меня знаете все приемы и стратегии. Наверняка, многие из них опробовали на практике. Но лично мне очень близка Технология развития критического мышления. В ней есть столько интересных приемов, позволяющих организовать работу с текстом. Например, «Чтение с остановками», «Бортовой журнал», «Дневники»… Возможно, я уже где-то давала ссылку на пример прекрасной работы тольяттинского педагога Сидоровой Татьяны Владимировны в одиннадцатом классе. Но все же повторюсь. Она благодаря ТРКМ заставила прочитать подростков «Доктор Живаго» Пастернака. И не просто прочитать, а «пропустить» через себя. Поверьте, это не красивые слова (что греха таить, мы, педагоги, иногда склонны приукрасить свои достижения). А она действительно реализовала проект и получила вот такие результаты. Я убеждена, что ранняя (а не с 11 класса) работа по этой технологии может дать очень высокие результаты. Посмотрите ТРКМ попристальнее. А может быть Вы уже ее попробовали на вкус?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за ссылку. Я ведь пост не случайно начала со слов о том, что информация нам дается неспроста. Я с технологией ТРКМ познакомилась в 2012 году в Галактике Intel на мастер-классе у Оксаны Перовой . Воодушевилась, купила книгу и.. не хватило времени. Спасибо за полезную ссылку: изучу и опробирую эту технологию в 7 и 9 классах. Видимо пришло это время.

      Удалить
    2. Можно я за Вами следить буду?)) А Вы, пожалуйста, пообещайте не таить успехи в закромах, а рассказывать о них нам.

      Удалить
    3. Хорошо! Обещаю описывать свои успехи и неудачи в блоге. Выделю страничку, что ли... Подумаю.

      Удалить