И второй пост, в котором уже новое, освоенное коллегами за последние 2-5 лет. Спасибо Антону Скулачеву за такой вопрос :)
Итак, ответы коллег.
Skulachev Anton
Вот для меня – тексты новой природы. Все вот эти "ручные" штуки, осмысление анализа текста не (только) через создание собственного, а руками, цветом, формой.
Елена Плотникова Использование ментальных карт в изучении практически всех программных произведений ( как прозы, так и поэм)
Нина Гущина «Видеомузей». Презентация на 5-7 минут с попутным устным текстом экскурсий. Музей романтизма особенно удался, по творчеству Гоголя тоже хорошо получается (это дети сами делают группами по 3-5 человек).
Юлия Силинг У кого-то тут с благодарностью стащила: составление поэтического сборника для представления поэта школьникам с обоснованием логики как форма зачета. Комментарий текста современной песни с вычитыванием всех аллюзий (там, где их много и они про одно), большой тест по тексту на знание мелких фактов, которые на самом деле помнить совсем не обязательно, а можно вычислить, опираясь на логику текста и дальнейшее его обсуждение с вербализацией этой логики (сделала по Замятину).
Ольга Терентьева Практикую форму дебатов в старших классах. Делимся на команды, получаем вопрос- утверждение, предполагающий ответ согласен-несогласен (придумываю и я, и ребята, а потом они вытаскивают, кому что попадётся, например, «Нужен ли Базаров современному обществу?», «Чичиков... аферист или предприниматель?») одной команде нужно придумать аргументы «за», другой - «против». Время ограничено. Потом команды меняются позицией. Получается интересно.
Наталья Зюзюкина А я провожу после изучения произведения урок под названием «Философия вещей». Ребята приносят на такой урок один предмет, вещь (это может быть что-то, связанное с понимание, осмыслением произведения) и , не называя ни автора, ни произведение, ни героя, рассказывают об этом предмете. Задача других ребят: назвать героя, произведение, автора... Очень интересно всегда получается закончить изучение произведения таким уроком.
Юлия Петрухина составление "цепочек" произведений и историко-культурологическое комментирование текстов
Волкова Оксана При анализе стихотворений чаще стали использовать приём сравнения двух текстов (Цветаева "Тоска по родине! Давно..." и Набоков «К России», «Пророк» Пушкина и Кушнеровское «Он встал в ленинградской квартире...», «Памятник» Пушкина и Бродского «Я памятник себе воздвиг иной!...» и т. п.)
И анализировать так легче, и текст не висит в пустоте, а встраивается в ряд других.
Светлана Хлебникова Исторический и лингвистический комментарий к тексту (работали с "Капитанской дочкой").
Визуализации концептов. Был урок про то, что "Капитанская дочка" - это роман о любви, о войне и мире, преступлении и наказании, отцах и детях и т.д., в конце которого дети делали аппликации или рисунки, иллюстрирующие их выбор концепта.
Собственные пробы создания сценографии. Пять групп, работая с пятью действиями "Ревизора" выбрали ключевые слова для каждого действия, нашли с их помощью образы, цвета, формы, значимые для передачи смысла и настроения, и нарисовали варианты сценического оформления действия.
Алла Пряхина В этом году интересно шла работа над киносценариями по рассказам Грина. Это даже не совсем киносценарий, а подробное описание кадров, их озвучка, названия фильмов. Переводили ещё стихи на язык кино, тоже интересно
Жизненная Радость О Грине и парусах. Сделали семейный альбом Грэя и Ассоль (бархатная обложка цвета Черного моря с серебряными застежками, листы переложены папиросной бумагой, между бумагой засушенные цветы и шелковая алая ленточка) Составили письмо от имени Лонгрена дочери в ночь, когда Ассоль вернулась потрясенной от всречи с Эглем. Было неотправленное письмо Лионеля Грэя своему сбежавшему сыну. Еще были письма родителям от Грэя, когда он покинул дом в поисках себя. Создали домашний музей макетов судов, на которых ходил в море Лонгрен и Грэй. Попытались написать себе/другу/подруге историю от лица сказочника Эгля. Составили список желаний (Вышлист) Грэя в детстве и список исполненний этих желаний... Вспоминать приятно. ПыСы:Все работы разошлись по домам их создателей...
Марина Обухова Ассоциативные письменные работы после анализа эпизодов прозаического произведения: такой вид работы подталкивает к дальнейшему прочтению. начинаю, правда, с поэзии, прошу описать «огонь» у Пушкина в «Сожженном письме» и у Некрасова в «Горящих письмах», какие ассоциации вызывает; или Какие ассоциации вызывает у Вас мысль, пытающаяся посетить Обломова в начале романа? Ваш ассоциативный ряд со словом «халат» в романе и т.д.
Нина Жеребцова ...более всего нравится изотекст, дети откликаются сразу и бесповоротно. Раскадровка хорошо идёт, особенно когда надо обосновать выбор кадра (на этом приёме очень хорошо отрабатывается умение выделять главную мысль и видеть ее подтверждение в тексте. Делали по Лондону, "Сказание о Кише" - ни одного повторения!).
Татьяна Россоньери В этом году неплохо зашла такая штука:
1 этап - работа в группах с текстом (знакомым или незнакомым, по заданным вопросам или просто чтение); группы, кстати, у нас были в течение года устойчивые, по 4-5 человек (меняли состав раз в полгода).
2 этап - дискуссия. Группа получает две карточки: «новая мысль» и «хочу добавить». Я выступаю как координатор, говорят только дети.
3 этап - выявление ценных мыслей: в группе или индивидуально.
Татьяна Боева У И.Тихомировой прочитала о приеме "путешествие вглубь строки".Очень хорошо работает.
Итак, ответы коллег.
Skulachev Anton

Елена Плотникова Использование ментальных карт в изучении практически всех программных произведений ( как прозы, так и поэм)
Нина Гущина «Видеомузей». Презентация на 5-7 минут с попутным устным текстом экскурсий. Музей романтизма особенно удался, по творчеству Гоголя тоже хорошо получается (это дети сами делают группами по 3-5 человек).
Юлия Силинг У кого-то тут с благодарностью стащила: составление поэтического сборника для представления поэта школьникам с обоснованием логики как форма зачета. Комментарий текста современной песни с вычитыванием всех аллюзий (там, где их много и они про одно), большой тест по тексту на знание мелких фактов, которые на самом деле помнить совсем не обязательно, а можно вычислить, опираясь на логику текста и дальнейшее его обсуждение с вербализацией этой логики (сделала по Замятину).
Ольга Терентьева Практикую форму дебатов в старших классах. Делимся на команды, получаем вопрос- утверждение, предполагающий ответ согласен-несогласен (придумываю и я, и ребята, а потом они вытаскивают, кому что попадётся, например, «Нужен ли Базаров современному обществу?», «Чичиков... аферист или предприниматель?») одной команде нужно придумать аргументы «за», другой - «против». Время ограничено. Потом команды меняются позицией. Получается интересно.
Наталья Зюзюкина А я провожу после изучения произведения урок под названием «Философия вещей». Ребята приносят на такой урок один предмет, вещь (это может быть что-то, связанное с понимание, осмыслением произведения) и , не называя ни автора, ни произведение, ни героя, рассказывают об этом предмете. Задача других ребят: назвать героя, произведение, автора... Очень интересно всегда получается закончить изучение произведения таким уроком.
Юлия Петрухина составление "цепочек" произведений и историко-культурологическое комментирование текстов
Волкова Оксана При анализе стихотворений чаще стали использовать приём сравнения двух текстов (Цветаева "Тоска по родине! Давно..." и Набоков «К России», «Пророк» Пушкина и Кушнеровское «Он встал в ленинградской квартире...», «Памятник» Пушкина и Бродского «Я памятник себе воздвиг иной!...» и т. п.)
И анализировать так легче, и текст не висит в пустоте, а встраивается в ряд других.
Светлана Хлебникова Исторический и лингвистический комментарий к тексту (работали с "Капитанской дочкой").
Визуализации концептов. Был урок про то, что "Капитанская дочка" - это роман о любви, о войне и мире, преступлении и наказании, отцах и детях и т.д., в конце которого дети делали аппликации или рисунки, иллюстрирующие их выбор концепта.
Собственные пробы создания сценографии. Пять групп, работая с пятью действиями "Ревизора" выбрали ключевые слова для каждого действия, нашли с их помощью образы, цвета, формы, значимые для передачи смысла и настроения, и нарисовали варианты сценического оформления действия.
Алла Пряхина В этом году интересно шла работа над киносценариями по рассказам Грина. Это даже не совсем киносценарий, а подробное описание кадров, их озвучка, названия фильмов. Переводили ещё стихи на язык кино, тоже интересно
Жизненная Радость О Грине и парусах. Сделали семейный альбом Грэя и Ассоль (бархатная обложка цвета Черного моря с серебряными застежками, листы переложены папиросной бумагой, между бумагой засушенные цветы и шелковая алая ленточка) Составили письмо от имени Лонгрена дочери в ночь, когда Ассоль вернулась потрясенной от всречи с Эглем. Было неотправленное письмо Лионеля Грэя своему сбежавшему сыну. Еще были письма родителям от Грэя, когда он покинул дом в поисках себя. Создали домашний музей макетов судов, на которых ходил в море Лонгрен и Грэй. Попытались написать себе/другу/подруге историю от лица сказочника Эгля. Составили список желаний (Вышлист) Грэя в детстве и список исполненний этих желаний... Вспоминать приятно. ПыСы:Все работы разошлись по домам их создателей...
Марина Обухова Ассоциативные письменные работы после анализа эпизодов прозаического произведения: такой вид работы подталкивает к дальнейшему прочтению. начинаю, правда, с поэзии, прошу описать «огонь» у Пушкина в «Сожженном письме» и у Некрасова в «Горящих письмах», какие ассоциации вызывает; или Какие ассоциации вызывает у Вас мысль, пытающаяся посетить Обломова в начале романа? Ваш ассоциативный ряд со словом «халат» в романе и т.д.
Нина Жеребцова ...более всего нравится изотекст, дети откликаются сразу и бесповоротно. Раскадровка хорошо идёт, особенно когда надо обосновать выбор кадра (на этом приёме очень хорошо отрабатывается умение выделять главную мысль и видеть ее подтверждение в тексте. Делали по Лондону, "Сказание о Кише" - ни одного повторения!).
Татьяна Россоньери В этом году неплохо зашла такая штука:
1 этап - работа в группах с текстом (знакомым или незнакомым, по заданным вопросам или просто чтение); группы, кстати, у нас были в течение года устойчивые, по 4-5 человек (меняли состав раз в полгода).
2 этап - дискуссия. Группа получает две карточки: «новая мысль» и «хочу добавить». Я выступаю как координатор, говорят только дети.
3 этап - выявление ценных мыслей: в группе или индивидуально.
Татьяна Боева У И.Тихомировой прочитала о приеме "путешествие вглубь строки".Очень хорошо работает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий